Татьяна Краснолуцкая
Семинар-практикум для педагогов «Создание развивающего математического пространства ДОУ в условиях ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание развивающего математического пространства ДОУ в условиях ФГОС до
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К. Д. Ушинский
1 слайд
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. Обновление нормативной базы влечет за собой серьезные изменения, как в организации, так и в содержании работы дошкольных образовательных организаций.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Создание развивающего математического пространства ДОУ в условиях ФГОС до“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2 слайд
Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Необходимым условием качественного обновления образования является умножение его интеллектуального потенциала
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятие, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
3 слайд
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.
Современное дошкольное образование смещает акцент с формирования Знаний Умений Навыков на формирование качеств личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию в течение всей жизни. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
4 слайд
Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие развивающие пособия : логические блоки Дьенеша, цветные
5 слайд
счетные палочки Кюизенера, Развивающие игры Воскобовича, «Логоформочки», «Математические корзинки» и др.
6 слайд
Главное назначение этих обучающих пособий – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
7 слайд
Использование нестандартных дидактических средств позволяют нам
1. Развивать у детей логическое мышление, зрительную память и мелкую моторику руки
2. Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение.
3. Способствовать формированию у детей собственного умозаключения и умения доказывать решение данной задачи.
4. Развивать сенсорные эталоны : цвет, размер и сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте.
8 слайд
Для результативного использования данного дидактического материала была создана соответствующая развивающая среда в группе и развивающая комната в нашем ДОУ для развития конструктивно математических способностей у детей,
9 слайд
где также использую ИКТ для наглядного показа как работать с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша.
10 слайд
На каждого ребенка п риобретены наборы блоков Дьеныша и палочек Кюизенера, «Математические корзиночки», изготовлены игровые пособия, оформлен уголок математического развития.
Составлен перспективный план работы по блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера по всем возрастам.
Данные пособия использовались в режимных моментах и в повседневной жизни.
Характеристика игр.
11 слайд
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Используя в играх с детьми блоки Дьенеша можно решить следующие задачи:
12 слайд
познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
развивать пространственные представления;
развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
13 слайд
развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач;
14 слайд
развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
15 слайд
развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью;.
16 слайд
К набору геометрических фигур идут карточки с образцами. На первом этапе дети выполняют задания по образцу и постепенно переходят к самостоятельному творческому моделированию и конструированию.
17 слайд
Одним из эффективных средств, для интеллектуального развития детей является следующий дидактический материал, разработанный бельгийским математиком
Х. Кюизенером – так же называют цветные палочки, цветная алгебра, палочки Кюизенера. Набор предназначен для обучения математике детей разного возраста и используется педагогами многих стран. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
18 слайд
Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам.
19слайд
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если набором палочек обеспечить каждого ребенка, возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Игры с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
20 слайд
Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т. д.
21 слайд
На первом этапе дети играют с палочками, блоками, строя различные изображения которые подсказывает им собственное воображение или схема, рисунок.
Происходит знакомство с цветом, размером, формами, усваивают такие понятия, как «между», «длиннее», «выше», «право – лево», а также сходства и различия между предметами.
22 слайд
На втором этапе игры и упражнения с блоками усложняются. В качестве дополнительного материала используются карточки с изображением символов свойств.
23 слайд
Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно - логическому мышлению.
При работе с палочками у детей формируются навыки счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
24 слайд
Логические блоки Дьеныша и палочки Кюизенера используем в совместной и самостоятельной игровой деятельности.
25 слайд
Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, затем
самостоятельного выкладывая и далее рисуя фигуры на чистом листе. По аналогии можно придумывать свои, новые варианты игр, а также использовать специальные альбомы и пособия, которые подобраны по возрастам.
26 слайд
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. Игры с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера не спеша и осторожно приоткроют дверь в этот мир, и если это будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате того что, тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой.
27 слайд
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.