Регина Воронцова
Семинар-практикум для родителей на тему «Закрепление правильного произношения звуков в условиях ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: Г. М. Иванова, Р. М. Воронцова
Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.
Задачи:
1. Активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
2. Познакомить родителей с методикой (биоэнергопластика, выполнением игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, воздушной струи)
Публикация «Семинар-практикум для родителей на тему „Закрепление правильного произношения звуков в условиях ДОУ и семьи“» размещена в разделах
3. Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
4. Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
5. Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
Материалы и оборудование: ТСО, бейджики, памятки, буклеты, медали (по количеству участников, игры на развитие дыхания, мелкой моторики, автоматизацию звуков.
I. Психологическая игра на сближение.
Для того, чтобы нам легче было общаться друг с другом, предлагаем вам сделать визитную карточку, которую вы можете украсить на ваш художественный вкус. Важно, чтобы на карточке было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли (родители оформляют бейджики в свободной форме)
II. Теоретическая часть
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодействие детского сада и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком и пр. – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.
Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.
Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но также способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.
Сегодня мы познакомим вас с тем, как проходит процесс автоматизации звука от его появления и до введения его самостоятельную речь ребенка.
Одним из обязательных условий успешной автоматизации является закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда
Планируя занятия дома, помните, что:
• правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи, иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
• старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
• Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
• главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
• обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?»
Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!
III. Практическая часть
1. Работа по постановке звука начинается с артикуляционной гимнастики, цель которой выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. При выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать метод биоэнергопластики.
2. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Т. к. речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного ротового дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Цель дыхательных упражнений – формирование у детей сильного, плавного, ротового выдоха
Существует несколько рекомендаций по выполнению упражнений, направленных на развитие ротового выдоха
• перед проведением упражнений необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
• дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
• упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
• воздух необходимо набирать через нос. Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно; следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. (На начальном этапе можно прижимать их ладонями).
• упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
• необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо контролировать по времени-они не должны длиться слишком долго (достаточно 3-5 повторений, их обязательно нужно чередовать с другими упражнениями и занятиями.
• упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения упражнений постепенно увеличивают с 1-2 мин. До 5-7мн.
Примеры игровых упражнений на развитие ротового выдоха
для детей дошкольного возраста
• дутье на султанчик, листочек, снежинку, вертушку, надувать мыльные пузыри.
• «Кораблики». Наполните таз водой. На стенки таза приклейте картинки. Желательно, чтобы в названии картинок был закрепляемый звук. Ребенок дует на кораблик. Кораблик приплывает к какой-либо картинке. Необходимо назвать ее, произнести все звуки правильно. (Кораблик приплыл к чему или к кому). Можно составить с предметом предложение. (Вместо кораблика можно использовать лёгкие предметы, например пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами).
• «Забавный зонтик».
• «Футбол» Соорудите из конструктора или другого материала ворота, можно использовать готовые ворота. Возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик, можно ватный шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего на нижней губе, не надувая щеки и не поднимая плечи.
Практический показ
• «Фокус». Необходимо улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его края были прижаты, посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
• С крупой «Волшебная тарелочка». На середину тарелочки наклеивается картинка и насыпается крупа. Ребенок дует на крупу так, чтобы увидеть картинку. Желательно, чтобы в названии картинки имелся автоматизируемый звук. Ребенок называет картинку. Можно предложить ребенку придумать предложение с заданной картинкой.
• «Летний луг». Пособие представляет собой игровое поле: трава, цветы, небо. Детали на нитках: бабочки, пчела, шмель.
Инструкция : Как красив летний луг! Он пестреет цветами и травами, над которыми кружатся разноцветные бабочки, жужжат хлопотливые пчелки, гудят сердитые шмели. Подуй на насекомых, чтобы луг ожил.
• «Колобок». На игровом поле персонажи сказки «Колобок», стоящие вдоль тропинки. Деталь на нитке: Колобок.
Инструкция: Оживи картинку! Подуй на Колобка так, чтобы он катился по дорожке от деда с бабой к зайцу, волку, медведю, лисе. А теперь попробуй вернуть Колобка назад от лисы к дому без остановок.
3. Игры на развитие мелкой моторики.
Учеными было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев рук на формирование и развитие речи ребенка. Поэтому, чтобы научить детей говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Пальчиковые игры, которые мы используем на занятиях, помогают нам небольшие добрые стишки, потешки, «переложить на пальцы», т. е. придумать несложные движения для пальчиков, что помогает подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.
• «Театр в банке» (с прищепками, магнитами). Развивается мелкая моторика, закрепляется правильное произношение звуков, лексика, грамматика, связная речь.
• шнуровки.
• с прищепками: «Солнышко», «Ёлочка. Нужно закрепить бельевые прищепки вокруг картинки. У вас получатся симпатичные солнышко и елочка Можно использовать как готовые шаблоны, так и вырезанные картинки из журналов, книг.
• с крышками «Открути и закрути».
• упражнения со стопором, фиксаторами.
• с ковриками, с ипликатором Кузнецова
• игры с крупами, песком: рисование различных узоров, букв, цифр.
• «Футбол»,
• с пуговицами «Укрась кораблик».
• с граненными карандашами.
• со спичками или счетными палочками. Выкладывание различных предметов из счетных палочек. (Сначала по схеме, затем по памяти).
• С пластилином:
Втыкание сухого гороха в коричневый брусок пластилина – «готовим шоколад с орехами».
Приклеивание пятнышек из пластилина на рисунок: «долматинец», «бабочка», «божья коровка.
• Прокатывание руками массажных мячей, грецких орехов.
• игры с платочками.
• «Бусы для мамы» : изготовление бус из макарон разной формы (нанизывать на толстую веревку).
4. Закрепление изолированного звука.
Для закрепления изолированного звука мы используем звукоподражания :
- звук [с] – водичка шумит, насос качает колеса, ветер шумит;
- звук [з] – комар звенит;
- звук [ш] – змея шипит;
- звук [ж] – жук жужжит;
- звук [л] – пароход гудит или самолет летит;
- звук [р] – лев /тигр/ рычит; заведём мотор.
Закрепление изолированного звука проводится с помощью звуковых дорожек. Предлагаем ребенку совершить путешествие по дорожке, но предупреждаем, что дорожка не простая, а звуковая, поэтому пока ведем пальчиком по дорожке, то будем тянуть звук Ж или С, З и т. д. Либо говорим, что надо, показать пчелке дорогу к цветку или поставить машину в гараж (здесь уже можно вести по дорожке не пальчиком, а ехать на маленькой машинке). Можно использовать звуковую улитку.
5. Автоматизация звука в слогах.
Автоматизация звука в слогах очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний мало интересный для ребёнка вид работы. Если к этому процессу подключить игровые приемы, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдёт быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Упражнения на автоматизацию звука в слогах
1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
2. Упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются)
3. Произносить слоги : ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги.
4. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
5. «Пальчики шагают».
6. Катаемся по радуге и произносим слоги, прищипываем прищепку и произносим слоги, нанизываем колечки на пирамидку, выкладываем счетные палочки и произносим слоги.
На слоговом материале можно одновременно у детей, формировать умение выражать эмоции мимикой. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально). Например: Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково – попросить родителей показать).
6. Автоматизация звука в словах.
После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы — научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом.
На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)
Упражнения на автоматизацию звука в словах
1. «Поймай звук Ш» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
«Как только услышите звук «Ш», хлопните в ладоши, поймайте его:
- А, Ш, Ж, Т, С, Ш, Ш;
- ЖА, СА, ТУ, ЖО, ИШ, ШУ;
- ДОМ, ШУМ, КОМ, ЖУК, ДУШ, ТОМ.
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название звуков помогает предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
2. «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.
3. «Бусы»
Динамическая пауза. Ребенок развивается в движении, а с развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно в процессе образовательной деятельности логопеда использовать динамические паузы.
Во время проведения динамических пауз происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с нарушениями речи.
Кошка (с, ш)
Вот окошко распахнулось. Руки развести в стороны.
Вышла кошка на карниз. Имитация мягкой, грациозной походки кошки.
Посмотрела кошка наверх, Запрокинуть голову, посмотреть вверх.
Посмотрела кошка вниз. Опустить голову, посмотреть вниз.
Вот налево повернулась, Повернуть голову к левому плечу.
Проводила взглядом мух. Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» муху.
Потянулась, улыбнулась Соответствующие движения и мимика.
И уселась на карниз. Сесть на свои места.
Игры на автоматизацию звуков в словах
1. Игры «Рыбка и аквариум», (предложить родителям поиграть)
2. Су-Джок- нанизывая кольцо- повторять звуки, слоги, слова.
4. «Шарики» На листе вразброс изображены воздушные шары без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки. Инструкции: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук.
5. «Лабиринт».
6. Использование компьютерных презентаций. Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей. Дети получают одобрение со стороны компьютера в виде картинок – призов, сопровождающихся звуковым оформлением. При использовании компьютера важно соблюдать санитарно-гигиенические требования: Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. После занятий проводят гимнастику для глаз. Презентация «Русалочка»
7. Автоматизация звука в предложениях.
С целью автоматизации звука в предложениях можно использовать следующие игры:
- «Составь предложение». Назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т. д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные.
Такие игры развивают мыслительные операции ребенка, совершенствуют речь и закрепляет правильное произношение.
- Работа с деформированной фразой: «Идти, Саня, Соня, сад, детский, в.» «Ромашка, рвать, Рома».
- Чистоговорки на кубиках.
Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Скороговорки сначала произносятся несколько раз медленно по слогам, а затем темп ускоряют. Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков. Родителям предлагается проговорить чистоговорки.
Помните! звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребё нку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса.
IV. Итог.
Уважаемые родители! Благодарим вас за сотрудничество. На память о нашей встрече мы хотим вручить вам буклет и медали «Помощник логопеда»
На этой позитивной ноте мы завершаем наш семинар. Желаем вам успехов и радости общения с вашими детьми!