эльвира кулпаизова
Семинар-практикум «Создание условий для развивающего образования для дошкольников» (Круглый стол)
▼ Скачать + Заказать документы
-Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается – прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.
Этикет – (в переводе с фр. – ярлык, этикета) – форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.
Публикация «Семинар-практикум „Создание условий для развивающего образования для дошкольников“ (Круглый стол)» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Вопрос к родителям: «Для чего нужен речевой этикет?».
Совместное определение формулы речевого этикета:
Думай.
•Кому говоришь,
•Что говоришь,
•Где говоришь,
•Зачем говоришь,
•Какие из этого будут последствия.
Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.
^ Задание для родителей.
Разделяются листы бумаги, фломастером. Задание – нарисовать, с кем можно сравнить воспитанного, вежливого человека.
Воспитатель: - Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца. Такой человек никогда не нарушит порядок ни словом, ни поступком, не обидит другого. Формула вежливости – доброе слово. Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Позвольте мне посоветовать вам не заставлять, не принуждать ребенка говорить слова вежливости. Ведь заставлять – значит вызывать противодействие. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним по забывчивости потерявшим волшебное слово. Вы «озвучиваете» внутреннее состояние благодарности, поэтому «не скажи спасибо, а мы с Сашей благодарим».
Можно дома организовать «День волшебного слова», выбрать то слово, в употреблении которого ребенок затрудняется.
Речевой этикет охватывает вербальные средства коммуникации.
Какие это средства?
(жесты, мимика, тональные особенности, поза).
•
С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова?
•
Как часто в течении дня вы улыбаетесь?
•
Для чего человеку нужна улыбка?
Воспитатель: Постарайтесь поймать собственное выражение лица где-нибудь на улице, в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательное?
В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка, посмотрите, почти все, что есть у человека, все нужно самому кроме улыбки». Улыбка самому себе не нужна. Если бы не было зеркала, мы бы ее даже никогда не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было легко и хорошо. Это ужасно если за несколько дней вам никто не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет. Давайте подарим друг другу свои прекрасные улыбки.
^ Практическая часть.
Игра – инсценировка: «Секрет волшебных слов».
- Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.
Первая планета – «Добрых слов».
- В каждом из нас есть маленькое солнце – это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».
^ Игра «Не ошибись, пожалуйста».
- Я буду просить вас использовать задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом).
Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышать (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречая (здравствуйте).
Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).
Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).
Следующая планета «Сказка».
- Все вы любите рассказывать детям сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.
^ Игра «Добрый – злой».
-Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрывает лицо руками : Дюймовачка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).
Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету с которой началось наше путешествие. Кто помнит ее название? Планета «Добрых слов». У нашего космического корабля произошел сбой в работе двигателя, переходим на ручное управление.
•
Для чего человеку нужны руки?
•
Можно с их помощью общаться?
Работа в парах.
- Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисментами).
Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на планету «Добрых слов». В слове заключается великая сила. Народ давно заметил: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».
Игра с мячом «Что может сделать слово?».
Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…
Итог.
- Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, слова сердце, кровью обливаться и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.
По окончанию семинара все родители получают
«Словарь вежливых слов и выражений»
Выставка: картотека игр по речевому этикету.
Литература:
«Веселый Этикет» Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Екатеринбург «АГРО»
1997г.
«Мы с друзьями целый мир» М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. Москва 2007г.
«Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет» И. Ф. Мулько. Москва 2006г.
«Учим детей общению» Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль