Приложение МААМ

Семинар для педагогов «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте» (10 фото)

Людмила Гузеева
Семинар для педагогов «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель семинара-практикума : дать представление педагогам об использовании в своей работе познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте»

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по использовании в своей работе познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте

- представить участникам семинара игры с экспериментальной деятельностью при обучении грамоте :

Публикация «Семинар для педагогов „Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте“» размещена в разделах

- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, на занятиях по обучению грамоте

Добрый день уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на семинаре – практикуме

«Познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте»

Многие из вас, наверное, подумают, причем тут познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность и обучение грамоте, как связанны эти две темы.

Вот сегодня мы с вами будем решать этот вопрос.

Семинар для педагогов «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте»

Задачи по обучению грамоте : (раздать педагогам)

4-5 лет:

Подготовка детей к обучению грамоте :

педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

5-6 лет

Подготовка детей к обучению грамоте;

формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

6-7 лет.

Подготовка детей к обучению грамоте :

педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «главный звук» и «согласный звук», проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

Вопрос аудитории: С какого возраста в ДОУ начинается обучение грамоте?

Задание: распределить по возрастам задачи

Фото «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте»

Теперь уважаемые коллег мы переходим к главному вопросу, как же связаны между собой обучение грамоте и познавательно - исследовательская деятельность.

Решение этих задач возможно различными методами и приемами. Сегодня я бы хотела поделиться с вами опытом работы формирования предпосылок к обучению грамоте посредством познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности.

Следует сделать вывод - Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.

Я хочу предложить Вашему вниманию задания и упражнения, которые можно использовать в своей работе, используя метод эксперимента.

1. Первое направление детской исследовательской деятельности– это исследование собственного артикуляционного аппарата.

. Вначале ребята, глядя в зеркало, просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их. Особое внимание уделяют гортани, находят ее путем ощупывания пальцами верхнего отдела шеи.

Семинар для педагогов - фото

2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык.

3. Завершают работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его- то к нижним зубам, то к верхним.

Методом эксперимента выясняет :

- Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы, зубы, язык) меняют положение. Например, при произнесении звука А широко открыт рот, язык лежит свободно, при произнесении звука Р – язык дрожит, а при произнесении звука С – зубы прикрыты, губы улыбаются.

Фото №1 Конспекты занятий НОД Исследовательская и экспериментальная деятельность Конспекты занятий

2. Исследование речевого дыхания.

Одним из значимых условий постановки звуков является работа по развитию речевого выдоха и воздушной струи.

Игра «Поймай воздушную струю»

Ребенку предлагается подуть на вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Фото №2 Все конспекты Методические материалы для педагогов и воспитателей Обучение грамоте

Игра «Греем руки»

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, ладошки греются.

Игра «Футбол»

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Игра «Фокусник»

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы сдуть ватку– выдох должен быть не только сильным, но и длительным

Фото №3 Звуки буквы слоги Опытно экспериментальная деятельность Опыты и эксперименты

2. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Чем мы слышим звуки? (ушами).

Рассматриваем схему уха человека. (ушная раковина, перепонка слуховой проход).

Материал: Бумажные воронки.

Раздаю бумажные воронки. Предлагаю приложить к уху узким концом и послушать музыку. Проверяем качество звука.

И так, ушная раковина помогает слышать звуки? (да) Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.

Материал: Емкость с водой и камни. Дети подходят к столу.

Прошу детей по одному бросить камушек в воду. Что вы увидели? (по воде расходятся круги). То же самое происходит и со звуком, он расходится в разные стороны и мы его слышим, но не видим.

- по воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.

- Вы узнали, что есть разные звуки и как они передаются.

Игра «Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: Где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу

Фото №4 Конспекты занятий НОД Работа

Игра «Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

Игра «Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите, шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино, а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку или игрушку.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц.

Конструирование букв. На столах у каждого ребенка лежат палочки разной длины, шпагатная мозаика, пуговицы, карандаши и иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов.

Фото №5 Вот сегодня мы с вами будем решать этот вопрос

«Невидимые буквы»

Дети сейчас я научу вас писать невидимые письма, их никто не сможет прочитать кроме вас.

Этапы эксперимента :

Выжимаем в чашку лимонный сок

Добавляем столько же воды и перемешиваем

Ватную палочку обмакиваем в сок и пишем на бумаге буквы.

Просушиваем надпись

Проглаживаем бумагу горячим утюгом.

- Результат будет ошеломляющим: на чистом листе проявится написанная буква.

Какая буква спряталась?

Опыт 1 Материал: бумага, клей, кисточка, дождик.

(Незаметно рисую букву клеем) Прошу детей посыпать дождиком на листок бумаги, где нарисована буква, остатки стряхиваю, а где был намазан клей, появляется невидимая буква.

"Что же спрятано в песке?".

"Откопай разгадку".

Наверное, дорогие друзья, многие из вас в детстве делали "секретики". Каждый из вас наверняка до сих пор помнит свой узор из стеклышек, фантиков, блесток, цветочков и пр. А ведь "засекречивать" можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.

Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же "пишет" ответ, вылепляя песочные буквы.

Фото №6 Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова Фото №7 Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания штриховки мелких мозаик

Рефлексия «Закончи фразу»

Педагогам предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.

- Сегодня я узнала…

- Меня сегодня удивило…

- Больше всего мне понравилось…

- Хотелось бы добавить…

Планирую использовать в своей дальнейшей работе и т. д.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что возможности для развития познавательно-исследовательской активности детей в ДОУ при обучении грамоте очень велики, и задача воспитателя – стремиться, как можно чаще создавать для этого необходимые условия

Публикации по теме:

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Пособия-помощники на занятиях по обучению грамотеПособия-помощники на занятиях по обучению грамоте Старший дошкольный возраст - это возраст серьёзной подготовки к обучению грамоте и письму. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте»
Опубликовано: 21 октября 2023 в 17:57
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гузеева (УИ 411032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД