Людмила Гузеева
Семинар для педагогов «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара-практикума : дать представление педагогам об использовании в своей работе познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте»
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по использовании в своей работе познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте
- представить участникам семинара игры с экспериментальной деятельностью при обучении грамоте :
Публикация «Семинар для педагогов „Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, на занятиях по обучению грамоте
Добрый день уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на семинаре – практикуме
«Познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте»
Многие из вас, наверное, подумают, причем тут познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность и обучение грамоте, как связанны эти две темы.
Вот сегодня мы с вами будем решать этот вопрос.
Задачи по обучению грамоте : (раздать педагогам)
4-5 лет:
Подготовка детей к обучению грамоте :
педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.
5-6 лет
Подготовка детей к обучению грамоте;
формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
6-7 лет.
Подготовка детей к обучению грамоте :
педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «главный звук» и «согласный звук», проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.
Вопрос аудитории: С какого возраста в ДОУ начинается обучение грамоте?
Задание: распределить по возрастам задачи
Теперь уважаемые коллег мы переходим к главному вопросу, как же связаны между собой обучение грамоте и познавательно - исследовательская деятельность.
Решение этих задач возможно различными методами и приемами. Сегодня я бы хотела поделиться с вами опытом работы формирования предпосылок к обучению грамоте посредством познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности.
Следует сделать вывод - Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Я хочу предложить Вашему вниманию задания и упражнения, которые можно использовать в своей работе, используя метод эксперимента.
1. Первое направление детской исследовательской деятельности– это исследование собственного артикуляционного аппарата.
. Вначале ребята, глядя в зеркало, просто находят органы, участвующие в образовании звуков, рассматривают их. Особое внимание уделяют гортани, находят ее путем ощупывания пальцами верхнего отдела шеи.
2. Далее с помощью артикуляционной гимнастики исследуют, как открывается и закрывается рот, как сжимаются или растягиваются губы, в каких направлениях может двигаться язык.
3. Завершают работу экспериментом, какие звуки можно произнести и какие нельзя, если сжать губы пальцами и не позволять открываться рту, если зажать нос, если не двигать языком, для чего последовательно прижимать его- то к нижним зубам, то к верхним.
Методом эксперимента выясняет :
- Что при произношении разных звуков органы артикуляции (губы, зубы, язык) меняют положение. Например, при произнесении звука А широко открыт рот, язык лежит свободно, при произнесении звука Р – язык дрожит, а при произнесении звука С – зубы прикрыты, губы улыбаются.
2. Исследование речевого дыхания.
Одним из значимых условий постановки звуков является работа по развитию речевого выдоха и воздушной струи.
Игра «Поймай воздушную струю»
Ребенку предлагается подуть на вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.
Игра «Греем руки»
В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, ладошки греются.
Игра «Футбол»
Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.
Игра «Фокусник»
Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы сдуть ватку– выдох должен быть не только сильным, но и длительным
2. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.
Чем мы слышим звуки? (ушами).
Рассматриваем схему уха человека. (ушная раковина, перепонка слуховой проход).
Материал: Бумажные воронки.
Раздаю бумажные воронки. Предлагаю приложить к уху узким концом и послушать музыку. Проверяем качество звука.
И так, ушная раковина помогает слышать звуки? (да) Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.
Материал: Емкость с водой и камни. Дети подходят к столу.
Прошу детей по одному бросить камушек в воду. Что вы увидели? (по воде расходятся круги). То же самое происходит и со звуком, он расходится в разные стороны и мы его слышим, но не видим.
- по воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.
- Вы узнали, что есть разные звуки и как они передаются.
Игра «Где звенит?»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: Где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу
Игра «Шумящие коробочки»
Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.
Игра «Подбери картинку или игрушку»
Вы стучите, шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино, а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку или игрушку.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц.
Конструирование букв. На столах у каждого ребенка лежат палочки разной длины, шпагатная мозаика, пуговицы, карандаши и иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов.
«Невидимые буквы»
Дети сейчас я научу вас писать невидимые письма, их никто не сможет прочитать кроме вас.
Этапы эксперимента :
Выжимаем в чашку лимонный сок
Добавляем столько же воды и перемешиваем
Ватную палочку обмакиваем в сок и пишем на бумаге буквы.
Просушиваем надпись
Проглаживаем бумагу горячим утюгом.
- Результат будет ошеломляющим: на чистом листе проявится написанная буква.
Какая буква спряталась?
Опыт 1 Материал: бумага, клей, кисточка, дождик.
(Незаметно рисую букву клеем) Прошу детей посыпать дождиком на листок бумаги, где нарисована буква, остатки стряхиваю, а где был намазан клей, появляется невидимая буква.
"Что же спрятано в песке?".
"Откопай разгадку".
Наверное, дорогие друзья, многие из вас в детстве делали "секретики". Каждый из вас наверняка до сих пор помнит свой узор из стеклышек, фантиков, блесток, цветочков и пр. А ведь "засекречивать" можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.
Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее. Или же "пишет" ответ, вылепляя песочные буквы.
Рефлексия «Закончи фразу»
Педагогам предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.
- Сегодня я узнала…
- Меня сегодня удивило…
- Больше всего мне понравилось…
- Хотелось бы добавить…
Планирую использовать в своей дальнейшей работе и т. д.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что возможности для развития познавательно-исследовательской активности детей в ДОУ при обучении грамоте очень велики, и задача воспитателя – стремиться, как можно чаще создавать для этого необходимые условия