Оксана Терёшина
Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Публикация «Семинар-практикум „Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.
План семинара
1. Использование игровых технологий в развитии фонематических технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников. (доклад)
2. Блиц -опрос.
3. Работа в микрогруппах
4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)
5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.
6. Анкетирование педагогов.
7. Разное.
ХОД СЕМИНАРА,
1. Выступление докладчика
2. Блиц-опрос
Что такое
- фонематический слух;
- фонематическое восприятие;
- фонемный анализ.
-Сколько существует этапов по формированию фонематического восприятия
Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
1. выяснение порядка следования фонем в слове;
2. установление различительной функции фонем;
3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Профессор Л. С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».
Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.
Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
3. Работа в микрогруппах.
Каждой микрогруппе написать по 2 этапа с указанием в какой возрасной группе будет осуществлять работа
I этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти.
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Этим целям служит целый ряд игр.
III этап - различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап - дифференциация слогов.
V этап - дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух - и трехсложные слова. Необходимо объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.)
4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)
Каждой микрогруппе даётся по 3 игры. Необходимо определить на каком этапе формирования фонематического восприятия их можно использовать и в какой возрастной группе.
1 микрогруппа
Игра «Шумовые баночки».
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. (1 этап -узнавание не речевых звуков)
Д/у «Три медведя»
Цель: формировать у детей умение произносить соответствующие реплики изменяя тембр и высоту голоса. (2 этап- различение высоты, силы, тембра голоса)
Д/у «Звуковая цепочка»
Цель: формировать у детей умение определять последний звук в слове и придумывать новое слово, начиная с этого слова. (6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)
2 микрогруппа
Д\У «Живые звуки, слоги»
ЦЕЛЬ: формировать у детей умение синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:
Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
Оля, ты главный звук «и».
Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось. (V этап-дифференциация фонем)
Д/У «Верно-неверно»
Цель; формировать у детей умение услышать правильный вариант произношения.
(III этап-разлечение сходных по звучанию слов)
Д/У. «Жмурки»
ЦЕЛЬ: формировать у детей умение с завязанными глазами двигаться в сторону звенящего бубна (Iэтап- узнавание не речевых звуков).
3 микрогруппа
Д\У «Звуковые прятки»
Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания
Материал: мяч.
Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся. (VI этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)
Дидактическая игра «КузовОК»
Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».
Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.
Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)
5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.
6. Анкетирование педагогов.
1. Какие методики по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?___
2. При составлении конспекта занятия, какие методические пособия Вы используете?___
3. Какова основная цель развития фонематического восприятия у детей в дошкольном возрасте?___
4. Сформулируйте задачи развития фонематического слуха и восприятия в своей возрастной группе___
5. Какие методы и приёмы развития фонематического слуха и восприятия Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?___
6. Что в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия Вы считаете наиболее актуальным для детей вашей возрастной группы?
___
7. Каким формам работы с детьми Вы отдаёте предпочтение при воспитании фонематического слуха и восприятия?
___
8. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? ___
9. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ___
10. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия? ___
11. В чём, по вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателю группы со стороны методиста и логопеда детского сада? ___
12. В чём, по вашему мнению, заключается самостоятельная работа воспитателя в данном направлении?___
7. Подведение итогов семинара-практикума.