Марина Семенова
Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов
"Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду"
Воспитателя Семеновой М. В.
23.01.2014г
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует :
Снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Скорее всего, нет ни одного ребенка, который бы не любил рисовать, так как рисование - это форма самовыражения. Многие могут не согласиться с этим утверждением, часто видя не рисующих детей. Однако с полной уверенностью можно утверждать, что эти дети просто испытывают робость и страх перед тем, что рисунок получится плохо и некрасиво. Как правило, такие ребята уже имеют горький опыт разочарования. Вот в таких ситуациях наиболее наглядно можно проследить, как нетрадиционные способы рисования раскрепощают даже сильно закомплексованных, замкнутых детей, дарят им массу положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью, учат выражать свои чувства на бумаге. И ребята перестают чувствовать робость, страх перед тем, что ничего не получится. Они уверены, что получится и получится красиво!
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Пальцем, ладонью, воском, мыльными пузырями, даже макаронами и манкой.
Существует множество необычных и увлекательных способов рисования, которые понравятся детям и привьют им любовь к творчеству. Вот некоторые из них.
Рисование пальчиками.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск смятой бумагой.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Поролоновые рисунки.
На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Рисование зубной щеткой
Все очень просто: зубная щетка служит как кисть. Можно нарисовать елочку, траву, волны.
Рисование бусинами
Вырежьте кусок плотного цветного картона и уложите его на поднос или что-то подобное. Нанесите на картон несколько капель краски, а затем, пока краска не высохла, положите сверху несколько стеклянных бусинок и покатайте их - и посмотрите, что получится!
Рисование мыльными пузырями
Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри - они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры. Детали потом можно дорисовать.
Точечный рисунок
Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную ватную палочку. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Выдувание трубочкой
Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее).
Соленые рисунки
А, если порисовать клеем ПВА, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге.
Клеевая картина
Выдавливаем на изображение на бумаге клей ПВА, например, сугробы, облака, крона дерева или что-то другое, даем высохнуть, а потом закрашиваем краской, получается рельеф.
Печать листьями
Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев. Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.
Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.
Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте их в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.
Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Литература:
1. Под ред. Р. Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование", Творческий центр "Сфера", Москва, 2004г.
2. С. К. Кожохина "Сделаем мир лучше! Материалы для детского творчества", ООО "ПринтМастер-Ярославль", Ярославль, 2009г.
3. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки", Академия развития, Ярославль, 2004г.
4. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин "Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет", ООО "Издательство Гном и Д", Москва, 2007г.
5. И. С. Панасюк "Тетрадь с занятиями по рисованию для детей 5-6 лет" (часть 1, 2, Творческий центр"Сфера", Москва, 2007г.
6. Г. Н. Давыдова "Пластилинография. Цветочные мотивы", Издательство "Скрипторий 2003", Москва, 2008г.
7. Г. Н. Давыдова "Пластилинография. Анималистическая живопись", Издательство "Скрипторий 2003", Москва, 2008г.
Практические задания:
тычок жесткой полусухой кистью.
восковые мелки + акварель;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками, точечный рисунок;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия.