Татьяна Стрельцова
Проект «Нетрадиционные техники рисования в детском саду: предметная монотипия «Бабочка»»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Метод проектов («проект» от лат. projectus – выброшенный вперед, бросающийся в глаза) – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослыми деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Темочки:
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. Проекты, планы, тематические недели
- Бабочки. Рисование в технике монотипия
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Насекомые. Рисование
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
2. Вид проекта
Тема проекта : «Нетрадиционные техники рисования в детском саду : предметная монотипия (бабочка)».
Тип проекта : познавательно творческий.
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : 1 неделя.
Участники проекта : дошкольники 4 лет, родители, педагоги.
Материально-техническое обеспечение проекта : модели насекомых, слайды с изображением бабочек и других насекомых, бумага формата А4, кисти, гуашь. Изображения цветов для выставки.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие: беседы с детьми о бабочках, игра-викторина;
• Речевое развитие: чтение стихотворений, загадки о насекомых;
• Художественно-эстетическое развитие: рисование бабочки;
• Физическое развитие: физминутка.
Актуальность: формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности : зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Проблема: внешний интерес детей изодеятельности; неумение детей использовать многообразие техник и способов для создания художественного образа.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
• Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией;
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
• Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
• Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
• Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
• Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества;
• Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования;
• Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Планируемые результаты (на уровне педагога, детей и родителей) :
• Повышение уровня творческого воображения детей младшего дошкольного возраста в рисовании;
• Умение применять усвоенные техники изодеятельности;
• Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
• Создание творческих заданий и упражнений для повышения уровня развития творческого воображения;
• Организация выставки в ДОУ;
• Пронаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности;
• Повышение педагогического уровня родителей;
3. Этапы проекта :
1 этап
Подготовительный этап
Изучение методической литературы; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет» :Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.
• Разработка содержания проекта :
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду : предметная монотипия (бабочка)»
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».М. :Мозаика-Синтез, 2005.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
2 этап
Основной этап
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы. Субботина Л. «Развитие воображения у детей».- Ярославль, 1998.
Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».
nsportal.ru/detskiy-sad/. /konsultatsiya-dlya-roditeley-netraditsionnye
Выставка (коллективная работа детей).
Демонстрация занятия с детьми.
Работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; рисование иллюстраций Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.; Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
игры и упражнения под тексты стихотворений
Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
рассматривание и обсуждение привлекательных предметов Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет» :Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.;
физкультурные минутки «Бабочки», «Найди пару»…
И. Е. Аверина «Физкультурные и динамические паузы в ДОУ» практическое пособие;
оформление выставки.
3 этап
Заключительный этап
• Диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.
• Презентация проекта.
4. Итоги проекта : В результате реализации проекта организована выставка рисунков «Бабочки на цветах» и творческий отчет в виде презентации. По итогам можно сделать вывод, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута, что и подтверждают детские работы.
5. Вывод: занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
6. Заключение: проект направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
7. Рефлексия проектной деятельности : дискуссия по результатам проектной деятельности (кто узнал что-то новое для себя? все ли поняли тему правильно? Какая деятельность в проекте понравилась больше всего)
8. Используемая литература:
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
2. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.
4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
5. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие, «пед. Общество России. М., 2000.
6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».М. :Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. «Развитие воображения у детей».-Ярославль, 1998.
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».Каро, 2007.
9. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет» :Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.
10. И. Е. Аверина «Физкультурные и динамические паузы в ДОУ» практическое пособие.