светлана сидельникова
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов :
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :
- обогащения словарного запаса ;
- обучения составлению рассказов ;
- пересказов художественной литературы ;
- отгадывания и загадывания загадок ;
- заучивания стихотворений.
Сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом»).
А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.
Перед нами ё лочка :
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова.
А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков,определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,тот слёзы проливает.
(Лук)
Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки :
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь).
А сейчас я предлагаю разгадать зашифрованные пословицы
1.«Семь раз отмерь,один раз отрежь»
2. «Под лежачий камень вода не течёт»
3. «Любишь кататься, люби и саночки возить»
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников ;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
Задачи :
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование :
Листы бумаги, карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа,
данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты :
- получение педагогами представления о мнемотехнике ;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения :
Педагоги,без участия детей.
Сообщение и практическая работа.