Лилия Москалёва
Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»
[/b]
Москалёва Лилия
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста
Тема:
«Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»
Цель:создание условий для благоприятного воспитания детей раннего возраста.
Задачи:
1. Начать формировать положительное взаимодействие взрослых.
2. Расширять теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
Воспитатель: Уважаемые родители! Добро пожаловать на нашу встречу. Сегодня здесь собрались родители детей нашей группы. Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекции, а в форме разговора с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю принять несколько правил, которым мы все будем следовать в ходе разговора:
- обращаться друг к другу по имени;
- говорить только то, что чувствуем, если не можете говорить правду – тогда молчать;
Согласны?
Упражнение «Знакомство»
Родители и воспитатель стоят или сидят на стульях по кругу. Воспитатель, держа мяч в руках, представляется. После чего передает мяч следующему (справа или слева, и так до тех пор, пока мяч не вернётся в руки воспитателя.
Воспитатель: Появление ребёнка в семье – серьёзное испытание для родителей. Родительство – уникальный труд, который требует самоотдачи и самовоспитания. Каждый родитель хочет своему ребёнку добра, но это добро надо «вырастить», и каждый понимает это по-разному.
Мы порой не задумываемся, как наши методы воспитания влияют на то, каким будет наш малыш: вырастет ли он уверенным в себе, успешным человеком или будет замкнутым, агрессивным.
Я прошу Вас сейчас ответить на вопросы теста о стилях воспитания в вашей семье. Из трёх вариантов ответов на каждый вопрос вы должны выбрать один, наиболее подходящий.
Тест для родителей «Стиль воспитания ребёнка в семье»
1. Ребёнок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел. Вы:
а) дадите ребёнку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.
2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идёте во двор искать игрушку;
б) погрустите вместе с ребёнком, так как вам тоже жаль потерянного мишку – он был любимым другом (когда что-то теряется, всегда грустно);
в) успокаиваете ребёнка, приговаривая, чтобы не ревел из-за пустяков.
3. Ваш ребёнок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы ложиться спать. Вы:
а) без слов выключаете телевизор;
б) спросите, что нужно сейчас ребёнку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что надо просто сесть рядом с ним);
в) начнёте стыдить ребёнка за непослушание.
4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) часть игрушек уберёте в недоступное для ребёнка место: «пусть поскучает без них»;
б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребёнка поддерживающей фразой типа: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;
в) накажете ребёнка.
5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:
а) отчитаете ребёнка, показывая своё недовольство им;
б) говорите ребёнку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы, чтобы (сообщите ребёнку, чего вы хотите от него сейчас);
в) попытаетесь сами его быстро одеть.
Ключ.
Если в ваших ответах преобладает ответ «б», значит, - вы с уважением относитесь к своему ребёнку, признаёте его право на личный опыт и ошибки, учите брать ответственность за себя и за свои поступки. Такие дети уверенны в себе, способны к самоконтролю, легко чувствую себя в окружающем мире.
Если больше ответов «а» и «в», то вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, когда родители ждут от своего ребёнка неукоснительного выполнения своих требований. Такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.
Воспитатель: Этот тест можно взять с собой, как руководство к отношениям между родителями и детьми.
Маленький ребёнок с потрясающей скоростью развивается, как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие.
Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребёнка – чистый лист, и всё то, что он получит, запрограммировано в нём на всю жизнь. Знакомьте своего малыша не просто с картинками из книг, а с живописью, классической музыкой, посещайте музеи, выставки. Это формирует эстетический вкус.
Уважаемые родители! Как вы считаете, что полезно вашему малышу?
Общение ребёнка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребёнка на руки. Не игнорируйте плач малыша – это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребёнок плачет, это значит, что он о чём-то просит, и оставлять его просьбу без ответа – значит лишать его с самого начала общения.
Родители, которые много разговаривают с ребёнком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но, если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастёт, и ему придётся понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребёнок слушает литературные сказки на аудиокассетах или дисках. Ему совершенно необязательно всё понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией и акцентом. Неграмотная речь и плохое произношение – продукт среды, в которой растёт ребёнок. Для малыша полезно слышать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым.
Я прошу вас ответить на вопросы анкеты, которая лежит перед вами.
«Что, на ваш взгляд, важнее для ребёнка в раннем возрасте?»
(нужное подчеркнуть)
Для маленького ребёнка важно:
• развивать речь ребёнка;
• научить его читать и писать;
• научить изготавливать игрушки;
• обучить детей порядку одевания и раздевания;
• обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями;
• осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями;
• воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
• учить составлять рассказы из личного опыта;
• разучивать потешки и стихи;
• рассказывать о планетах Солнечной системы.
Уважаемые родители, давайте немного проанализируем нашу анкету. Посмотрим что же сейчас на самом деле важно нашим детям.
В раннем возрасте не столь важно научить ребёнка читать и рисовать, а важно развивать умение оценивать, воспринимать.
Я бы хотела обратить ваше внимание на разучивание потешек и стихов.
Кто из вас дома разучивает с детьми стихи?
(размышления родителей)
Какие стихи вы отбираете для разучивания с ребёнком дома?
(ответы родителей)
Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ребёнка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Память нужно тренировать, пока ребёнок находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребёнка интерес, а не принуждать его к чтению, так как это худший способ обучения. А интерес у ребёнка мы можем вызвать через повторение.
Повторение – это лучший способ развитие интереса ребёнка.
Знаете ли вы, какой у детей ведущий вид деятельности?
(игра)
Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребёнком дома. Ведь через игру ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребёнком в разные игры.
Я вам предлагаю немного поиграть.
Давайте начнём с пальчиковых игр. Игры с пальчиками – один из самых простых и полезных занятий. Простых, потому что они не требуют никаких приспособлений, а полезных – потому, что помогают развитию речи, мышления и мышц пальцев.
Пальчиковая игра «Моя семья»
В руках моих большая сила скрыта и секрет,
Открыть его попробуем все вместе.
Коль поднимаю руку вверх,
Кричите – «Мама»,
Другую – «Папа».
Коль помашу, кричите – «Я»,
А если две руки вверху, - «Моя семья!»
Пальчиковая игра «Мамин день»
Мамочка хорошая, (воздушный поцелуй над ладонью)
Мамочка любимая! (поцелуй над другой ладонью)
Очень я её люблю, (сдуваем с ладони поцелуй)
Поцелуи ей дарю! (сдуваем поцелуй с другой руки)
Артикуляционная гимнастика на правильное произношение
звука «Д»
«Ду-ду-ду» - вот какая дудка,
«Ду-ду-ду» - вот какая дудка.
Артикуляционная гимнастика на правильное произношение
звука «Б»
Бум-бум-барабан – что за шум и тарарам,
Бум-бум-барабан – просыпайтесь по утрам.
Подвижная игра «Надувайся пузырь»
(развиваем речь, дыхание, память)
Надувайся пузырь,
Надувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
(Родители встают в круг, берутся за руки, произносят слова и делают большой круг. После произнесения текста «пузырь» сдувается.)
Закончить нашу встречу, я хотела бы словами В. А. Сухомлинского.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.
До свидания!
Памятка для родителей
1. Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребёнка.
2. Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребёнка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность.
3. Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у вас есть.
4. Структура мозга формируется к трём годам. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации. Но ребёнок запоминает только то, что ему интересно.
5. Многие навыки невозможно приобрести, если ребёнок не усвоил их в детстве.
6. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.
7. Не сюсюкайтесь с ребёнком. Реагируйте на его плач.
8. Отец должен чаще общаться со своим ребёнком.
9. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.
10. Ребёнка лучше похвалить, чем отругать.
11. Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребёнком потешки, короткие стихи.
12. Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка. Разберитесь с игрушками ребёнка.
13. Игрушки должны быть приятными на ощупь.
14. Игры развивают творческие задатки ребёнка. Больше играйте со своим малышом.