Богданова Алеся
Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
«Большие возможности мелкой моторики»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Большие возможности мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными (М. И. Кольцова, которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В. М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.
Особое внимание необходимо уделять организации игр по мелкой моторике, ход которых сопровождается небольшими стихотворными текстами. Особенно полезна такая работа тем детям, которые страдают ОНР, так как позволяет в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя:
Массаж рук, лица;
Пальчиковые игры;
Различные виды театра;
Дидактические игры;
Игры с природным материалом;
Изобразительная деятельность;
Оригами
Рассмотрим подробнее данные приемы развития речи через развитие мелкой моторики.
Массаж.
Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.
Педагоги выполняют (по показу) самомассаж «Времена года» ладонями и пальцами обеих рук.
Если тает снег и лед,
Ручеек журчит, поет.
(Поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей.)
Мишке стало не до сна,
Значит, к нам пришла весна.
(Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей.)
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает,
(Поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей).
Стало сухо и тепло,
Значит, лето к нам пришло.
(Поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей).
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише,
(Постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей).
Землю всю листва укрыла,
Значит, осень наступила.
(Постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей.)
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома,
Значит, к нам пришла зима.
(Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей.)
Существуют и другие виды логопедического массажа, которые непосредственно воздействуют на мелкую моторику.
Выполняется массаж с гранёными карандашами.
«Эстафета».
Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.
Карандаш я подержу
В гости к пальчику приду.
«Качалочка»
Прокатывание карандаша между пальцами.
Карандаш не отдыхает
Между пальцами гуляет.
«Добывание огня»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду.
Пальчиковая гимнастика.
О значении пальчиковой гимнастики написано не мало книг. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста, причем не только с проблемными детьми. Пальчиковые игры так же способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать пересказывать).
Давайте немного потренируемся.
Проводится пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»
Две сороконожки Пальцы обеих рук касаются друг
Бежали по дорожке. друга.
Бежали – бежали
Друг друга повстречали. Соединяют ладони друг с другом.
Так друг друга обнимали, Переплетают указательные пальцы
обеих рук.
Так друг друга обнимали, Переплетают средние пальцы обеих рук,
переплетают ладони.
Что едва мы их разняли. Руки расцепляются.
Проводится упражнение «Проглот». Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
У меня живет проглот
Все подряд проглот жует
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно.
Виды театра.
- Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре.
В дошкольном учреждении используются различные виды театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, создавать роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Игры с природным материалом.
- Развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.
Давайте и мы с вами на мгновение превратимся в золушек и переберем различного вида крупу по тарелочкам (упражнение «Золушка»).
Изобразительная деятельность.
Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельностью можно успешно осуществлять и развитие речи детей. Особенно это касается детей с ОНР. Деятельность с бумагой, ножницами, соленым тестом, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. В нашем детском саду мы используем нетрадиционные техники рисования для развития речи детей.
Педагоги рисуют разными способами рисования: смятой бумагой и на тарелочках с манной крупой.
Оригами.
Занятия оригами хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки. Это, безусловно, положительно влияет как на развитие мелкой моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи: скоординированность речи и движений, формирование правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.
«Лягушка»
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки:
Ква-ква-ква!
Работа по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, дает определенные результаты. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только учителям-логопедам, но и воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп.
«Мои помощники»
Конспект организованной образовательной деятельности
Вторая младшая группа
Цель занятия:
Формировать представление о том, что руки важная часть человеческого тела. Совершенствовать координацию движений рук.
Закреплять умение отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.
Активизировать словарь: ладонь, кулак, умница, вежливый.
Материал:
Микрофон. Корзина. Лист бумаги, фломастер, мяч, коробка с набором, цветных пробок – на каждого ребенка. Коробка с мешочками, наполненными различными видами крупы. «Солнце» - рисунок воспитателя.
Предварительная работа:
Ежедневное выполнение пальчиковой гимнастики и массажа рук. Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков. Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Ход занятия.
Дети встают в круг. Воспитатель садится перед ребенком, соединяя поднятые вверх ладони с его ладонями, и глядя ему в глаза, говорит: «Здравствуй Саша!». Ребенок отвечает на приветствие и также здоровается со стоящим рядом сверстником, называя его по имени.
Воспитатель: Здороваясь, мы вместе с теплом наших рук передаём друг другу любовь, хорошее настроение, пожелание здоровья? Скажите, зачем человеку нужны руки? Ответить вам поможет «волшебный микрофон». У кого он в руках, тот и будет говорить.
Дети отвечают поочередно, передавая микрофон по кругу.
Воспитатель. Сколько у каждого из вас рук? (Две.) Как называется эта рука? (Показывает правую руку). Как называется эта рука? (Показывает левую руку.) Сегодня мы поговорим о том, как руки нам помогают.
Проводится игра «Повтори за мной».
Дети выполняют движения в соответствии со словами по показу воспитателя.
Утром я проснусь,
Сладко потянусь.
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
Умыться не забуду
(Поглаживают ладонями лицо.)
И одеваться буду.
(Имитируют процесс одевания.)
Прихожу я в детский сад.
(Шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Я зарядку делать рад.
(Поднимают руки вверх, разводят в стороны, опускают вниз.)
Кашу я на завтрак съем
(Держат воображаемую ложку, подносят ее ко рту.)
И скажу «Спасибо» всем.
(Кивают головой.)
Так цветы я поливаю,
(Сжимают правую кисть в кулак, покачивают им вправо-влево.)
Так рисую.
(Держат воображаемый карандаш, имитируют рисование.)
Так играю.
(Изображают, как качают куклу.)
Днём немного отдохну.
(Складывают ладони вместе, прижимают их к щеке, наклоняют голову.)
Мама придёт, я её обниму.
(Обнимают себя.)
Воспитатель. Многое умеют ваши ручки. (Высыпает из корзины мячи). Соедините пальцы рук в замок и попробуйте собрать мячи в корзину без помощи рук. (Дети пытаются выполнить задание.) Не получается! Теперь попробуйте взять мяч одной рукой. Очень трудно? Теперь встаньте парами, возьмитесь за руку, а свободными руками вместе поднимите мяч и опустите его в корзину.
Дети выполняют задание, затем садятся за столы.
Воспитатель. Молодцы! Давайте поиграем.
Проводится игра «Ладонь – кулак».
Кулачки-ладошки, кулачки-ладошки. Сначала сжимаем, потом разжимаем.
(Дети кладут руки на стол ладонями вниз. Сжимают и разжимают кулаки.)
А теперь сделай так:
Одна ладонь, один кулак.
(Правую ладонь прижимают к поверхности стола, левую сжимают в кулак, затем меняют положение рук).
Воспитатель. Какие крепкие у вас кулачки! А ловкие ли они?
(Выкладывает на каждый стол коробку и несколько цветных пробок.)
Не разжимая пальцев, кулаками попробуйте собрать пробки в коробку.
(Дети пытаются выполнить задание).
Не получается! Где же ваши ловкие пальчики?
Проводится пальчиковая гимнастика.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот пальчик спать не хочет.
Он шалит и всех щекочет.
Хватит спать! пора вставать,
Веселиться и играть!
Вот какие пальцы, какие они ловкие! С их помощью мы, конечно же, соберём пробки в коробку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. А могут ли ваши пальчики определять предметы на ощупь? Давайте попробуем.
Проводится игра «Волшебные мешочки»
Воспитатель. Все умеют ваши руки, полюбуйтесь ими. Вам они нравятся? Тогда расскажите, как вы их любите.
Проводится игра «Ласковые слова».
Ребенок, до которого дотрагивается воспитатель, поглаживает свои руки и произносит ласковые слова. (Мои руки добрые, теплые, мягкие, ласковые).
Воспитатель. Руки могут и поиграть и приласкать, и успокоить и вылечить.
(Проводится самомассаж)
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
(Дети перебирают кончиками пальцев по ладоням).
Быстро бежали,
Друг друга догоняли.
(Соединяют ладони вместе, постукивают кончиками пальцев один о другой.)
Как догнали, крепко обнимали
(Соединяют пальцы в замок.)
Так, что мы их с трудом разняли.
(С усилием пытаются разжать руки, затем растирают ладони.)
Наши руки помогают нам во всех делах. А мы должны их беречь и правильно за ними ухаживать.
Что мы должны сделать, если:
- на улице холодная ветреная погода. (Надеваем перчатки или рукавицы.)
-руки испачкались (Помыть руки с мылом вытереть их полотенцем.)
- руки устали (Сделать массаж, погладить их.)
Почему нельзя прикасаться руками к горячим предметам? (Если прикоснуться к горячим предметам, можно получить ожог.)
Воспитатель. А теперь нарисуем «портреты» наших рук. Выберите себе друга (пару). Пусть один из вас прижмет ладонь к листу бумаги, а другой ее обведет. Затем поменяйтесь ролями. Украсьте свои ладони, нарисуйте им глаза, улыбку. Пусть они будут добрыми и веселыми. (Дети выполняют задание.)
Пусть согреются ладони в лучах яркого солнца. (Размещает рисунки вокруг изображения солнца.) Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло и доброту ваших рук. Повторите за мной: «Я люблю своих друзей, а мои друзья любят меня!». Пусть ваши руки дарят всем добро и любовь.
«Путешествие в сказку»
Конспект организованной образовательной деятельности
(средний дошкольный возраст)
Цели занятия:
Закрепить знания детей о времени года – зима. Закрепить умение подбирать прилагательные к заданному существительному, составлять простые предложения по двум опорным словам. Развивать мелкую моторику рук, темп, ритм речи и силу голоса.
Оборудование:
Сундучок с загадками, видеопроектор, иллюстрации к сказке «Морозко», тканевые салфетки, веревочки с узелками, бумажные снежинки, мешочки, наполненные разными видами крупы на каждого ребенка, снежинки с наклеенными на них словами.
Ход занятия:
Дети проходят в зал, садятся на стульчики.
Педагог :
Сегодня ребята, мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Дорога нам предстоит дальняя, поэтому нам нужно запастись силами и энергией для путешествия.
Давайте выпрямим спинки, расправим плечики, сделаем глубокий вдох, вдохнем свежесть этого дня. А теперь сделаем глубокий выдох – выдохнем все неприятности и огорчения (3 раза).
Дети садятся на стульчики.
Ребята, я принесла вам сундучок, не обычный, а волшебный. В сундучке этом спрятаны загадки. А о чём эти загадки вы узнаете, когда отгадаете их.
Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные шубы
Деревья нарядил. (Снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Молодцы ребята! О каком времени года эти загадки? (О зиме) А у нас сейчас какое время года? Почему вы так считаете? (Обобщить) А еще ребята, зимой свершаются различные чудеса. А вы верите в чудеса? Значит сейчас, как я вам и обещала, мы отправляемся в чудесное путешествие. Встаньте ближе друг к другу, возьмитесь крепко за руки и закройте глаза.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил,
В сказку зимнюю переместил.
Теперь откройте глазки.
Мы попали с вами в сказку.
Дети садятся на стульчики.
А называется эта сказка «Морозко»
Жили-были две девочки: одна была ленивая, звали ее Марфушенька. Целыми днями лежала она на печи, да ела калачи. А другая, ее звали Настенька, трудилась от зари до зари. Посмотрите, она стирает белье. Давайте, мы ей поможем.
Дети берут заранее приготовленные салфетки, имитируют стирку и развешивают их. Дети стирают, полощут, выжимают, развешивают.
Стирала, стирала Настенька, да закончилась у неё вода. Пошла она за водой к колодцу. Да и уронила ведерко в колодец. Пришлось Настеньке по веревочке спускаться в колодец. Поможем ей?
Дети берут веревочки с узелками, и перебирают их один за другим пальцами правой руки, затем левой.
Спустилась Настенька в колодец и попала в царство Морозко. Сколько кругом снега! Ребята, давайте мы с вами скажем, снег какой?
Дети подбирают прилагательные к заданному существительному.
Ребята, а когда с неба падает снег, как это называется? (Снегопад). Давайте мы с вами устроим снегопад.
Проводится упражнение на дыхание «Сдуй снежинку».
Темпо-ритмическое упражнение: Дети проговаривают стихотворение, при этом хлопают в ладоши, на каждое слово хлопок. Проговаривают сначала тихо и медленно, затем громко и быстро.
Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю снег,
А с небес летят пушинки –
Белоснежные снежинки.
Посмотрите ребята, вот Настенька и пришла в ледяной дворец Морозко, и здесь не сидит без дела. Решила она взбить подушки, их здесь очень много. Давайте найдем одинаковые подушки.
Дети выполняют упражнение с мешочками, наполненными различными видами крупы.
Решила Настенька пол подмести, а он усыпан снежинками. Давайте соберем их с пола. Посмотрите, снежинки эти не простые, а волшебные. На каждой снежинке написаны слова. Давайте мы с вами составим из этих слов предложения.
Дети составляют предложения по двум словам: снег – лететь, лепить – снеговик, снежинка – кружиться
А вот и Морозко вернулся в свой ледяной дворец. Обрадовался он, что в доме его чистота и порядок, кровать застелена, пол подметён. Поблагодарил Морозко Настеньку, подарил ей сундучок с подарками, и возок, запряженный тройкой лошадей. И отправилась Настенька домой. Давайте и мы вернемся в наш детский сад на волшебных лошадках.
Дети изображают лошадок, цокая языком.
Вот мы и вернулись в наш детский сад.
Рефлексия: Ребята, скажите вам понравилось наше путешествие? А в какой сказке мы с вами сегодня побывали? Давайте вспомним, как мы помогали Насте? А сейчас вы отправитесь в группу и нарисуете то, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии по сказке.