Елена Чугаева
Семинар-практикум для педагогов «Секреты хорошей дисциплины»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
Секреты хорошей дисциплины
Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. И если теперь об этом говорят больше, чем прежде, то вовсе не от того, что мы только сегодня поняли, наконец, всю важность проблемы, а потому что осудили старые авторитарные методы.
Ситуации
1. Воспитатель
Дети идут на осмотр к врачу (организовать)
1. Ребенок: старается бежать вперед всех, не соблюдая строй
1. Воспитатель
Прикрикнул на этого ребенка и дернул за плечо
2. Воспитатель
Дети играют в группе (организовать)
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Секреты хорошей дисциплины“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
2. Ребенок: убирает медленно игрушки
2. Педагог КОП
(зашел в группу)
- мне нужно взять на КОП (ребенка….)
2. Воспитатель
(Прикрикнул на этого ребенка) БЫСТРЕЙ УБИРАЙ и дернул за плечо
Всего лишь два или три поколения до нас дети не имели естественного для любого человека права непринужденно выражать свои мысли и чувства. Прежде в большинстве случаев от детей требовалось только быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала лишь привычку к порядку и повиновение под угрозой наказания.
Меняются, однако, времена, изменяется и представление о воспитании. Сегодня нам стали более понятны многие особенности детской психики, которые не были известны предыдущим поколениям, и мы уже не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности.
СЛАЙД Мы понимаем, что если повиновение и почтительное отношение к взрослым у ребенка держится лишь на страхе наказания, то у ребенка страдает воображение, любознательность, интеллект, утрачивается способность радоваться жизни.
Сейчас, когда мы стали лучше понимать мир детства, мы гораздо охотнее позволяем детям радоваться жизни и не вынуждаем их взрослеть раньше времени.
СЛАЙД НЕ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ РЕБЕНКА «ВЗРОСЛЫМ В МИНИАТЮРЕ»
Конечно, большинство из нас выросли в другое время и являемся продуктами более сурового воспитания и часто напоминаем своим детям «А когда я была маленькой, о таких вещах даже и думать было нельзя!» мы все еще стараемся жить по старинке, проявляя то великодушие, то строгость.
Итак, одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является «дисциплина».
Что же это такое? СЛАЙД
ВОПРОС: Чего мы хотим добиться, требуя дисциплины?
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДИСЦИПЛИНА? СЛАЙД
Для педагога важно научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. Это сложная и трудная задача и нам самим взрослым, удается решить ее лишь от части и мы практически никогда не можем добиться этого от детей.
СЛАЙД Примерно с трех летнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. По результатам исследований выявлено, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.
Рассмотрим принятые типы поведения. СЛАЙД
1. наблюдается во всех возрастах, особенно в 3-4 года. Дети следуют инструкции, ведут себя правильно, стараются выполнять правила поведения.
СЛАЙД
2. поведение искренне импульсивно. Дети легко нарушают запрет, смущенно признаваясь в этом. К 5-7 годам склонность к этому типу уменьшается.
СЛАЙД
3. дети легко нарушают правила, легко говорят неправду, лгут. Особенно ярко в 5 лет.
Таким образом, вначале контроль за поведением ребенка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем по мере взросления ребенок вырабатывает механизмы самоконтроля. Итак, внешний контроль – младший и средний возраст детей. Самоконтроль – старший возраст.
ВОПРОС: Как вы считаете в воспитании ребенка предпочтительнее использовать ограничения или дисциплинирование?)
Использование вместо дисциплины ограничения является более гибким способом регулирования детского поведения. Это намного труднее, чем командовать и указывать. СЛАЙД
Вводить ограничения можно разными способами, избегая директивных Например: НЕМЕДЛЕННО УБЕРИ ИГРУШКИ!
Лучше ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНО, КОГДА ИГРУШКИ РАЗБРОСАНЫ ПО КОМНАТЕ.
Смысл ограничений СЛАЙД
А сейчас упражнение (заведующая) – по группам
1. УПРАЖНЕНИЕ напишите на отдельном листе 5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе детского сада. Например:
- дети не хотят убирать игрушки
- ребенок кричит и бегает по группе
- дети играют, когда нужно начинать занятие и т. д.
2. Выберите из данного списка самую трудную ситуацию, которую вы хотели бы разрешить.
3. Заполните таблицу с учетом выбранной ситуации.
4. Зачитывание рекомендаций
СЛАЙД требования
СЛАЙД технология
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
1. Формулируйте требования конкретно.
Например: В группе ходи медленно.
2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например: Не бегай (ходи медленно)
3. Предложение альтернативных способов поведения
Например: Нельзя кричать в группе, но можно
- говорить спокойно
- кричать на футбольном матче