Наталья Рязанцева
Семинар-практикум для коррекционных школ 8 вида «Формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталых детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталых детей в условиях сиротского учреждения»
В Российской Федерации, в последнее время продолжают развиваться процессы гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находят место вопросы по формированию жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью.
Ратификация Россией ряда международных документов, которые вы видите на экране (Декларация ООН «О правах умственно отсталых» (1971, Всемирная декларация «О правах инвалидов» (1975, Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1996, а так же требования родителей и изменившееся отношение общества к детям-инвалидам - всё это позволило расширить систему помощи данной категории умственно отсталых детей по формированию жизненно важных компетенций.
Публикация «Семинар-практикум для коррекционных школ 8 вида „Формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталых детей“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дети с умственной отсталостью не способны к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся частично трудоспособными и могут быть в определенной степени полезны обществу.
В соответствии с Образовательным Стандартом педагогический коллектив специальной (коррекционной) школы занимается формированием жизненно важных компетенций, которые помогут ребёнку с интеллектуальной недостаточностью более успешно интегрироваться в окружающую среду.
Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Компетентность в сфере образования у детей с умственной отсталостью приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный.
Объективный аспект – это знания, которые служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в деятельности.
Субъективный аспект – характеризуется положительной мотивацией к данной деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о ее содержании и результате, что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.
Жизненно-важные компетенции – это качественный набор умений умственно отсталых детей бережно, с любовью, вниманием и заботой относиться к животному и растительному миру, толерантное, уважительное отношение, проявление чувства сострадания, оказание помощи, конструктивное, бесконфликтное общение детей, умение сотрудничать и вступать в социальные контакты с окружающими, адаптация к новым условиям.
В процессе непосредственно образовательной деятельности дети активно сотрудничают друг с другом и со взрослыми, адекватно реагируют на просьбы взрослого и с удовольствием выполняют их, что лежит в основе жизненно-важных компетенций.
При работе с детьми педагоги школы формируют компетенции :
• ценостно-смысловые;
• учебно-познавательные
• информационные;
• коммуникативные;
• социально-трудовые.
Школьники с нарушением интеллектуального развития в состоянии усваивать определенные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества. Что доказывает успешные примеры выпускников нашей школы. (помощник кондитера, повара, сборщик мебели, грузчик)
Формирование жизненно-важных компетенций у детей с умственной отсталостью осуществляется в ходе целенаправленного, педагогически организованного обучения и воспитания.
Обучение ведется по специально разработанному учебному плану на основе существующей программы.
В I - IV классах формируются знания об окружающем мире, происходит обучение грамоте, счёту, прививаются навыки самообслуживания, предметно-практической деятельности.
В V - X классах продолжается обучение общеобразовательным предметам. На смену предметно — практическому обучению приходит предмет «Социально - бытовая ориентировка». Осуществляется трудовая, а затем и допрофессиональная подготовка учащихся.
Основная задача школы — подготовить учащихся к самостоятельной жизни в окружающем социуме. На это направлено трудовое обучение, учебная деятельность и воспитание школьников.
Обучение отвечает потребностям и интересам ребёнка, находит эмоциональный отклик в его душе, способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. Дети могут проявлять старательность и усидчивость, педагоги их учат планировать, контролировать собственные действия. В результате целенаправленного обучения у них возникает учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.
При планировании уроков, педагоги учитывают значимость формируемых компетенций, стремятся к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится на уроке и где сможет применить полученные знания.
Объяснение материала строится так, чтобы ученик понял, как действовать, получая удовлетворение от умственного и трудового процесса, чтобы в конце урока могли оценить результат труда, его практическую значимость.
Систематическое выполнение заданий способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательное отношение к окружающим, а также формированию общественно значимых мотивов деятельности. Без ощущения радости от выполненной работы, невозможно достижение плодотворных результатов. Поэтому важная педагогическая задача состоит в оказании помощи, направленной на приобретение ими компетентности, которая поможет им ориентироваться в жизненных ситуациях.
Конечно, мы с вами понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека.
Но конечной целью работы всего педагогического коллектива по формированию жизненно-важных компетенций у детей с умственной отсталостью - научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными членами общества.
Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением. Поэтому формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталого ребёнка выступает на первый план.
Практика работы показывает, что воспитанники сиротских учреждений не имеют четких представлений, достаточного объема знаний, практических умений и навыков о взрослой, самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Дети растут и развиваются в "лабораторных" условиях, поэтому, выходя в "большой" мир, ребенок, овладев теоретическими знаниями, не умеет применять различные стратегии поведения с разными людьми в разных ситуациях. К тому же, в силу специфических условий у детей вырабатывается стиль "Я - сирота, мне положено, Мне должны дать…".
Выходя из сиротского учреждения, ребенок начинает понимать, что мир ему ничего не должен. Отработанная система - рушится.
Ограничение детей в контактах, выключение из естественного быта людей, ведет к тому, что более половины воспитанников через несколько лет оказываются в самых низах общества.
Зная и понимая сложный процесс социального развития ребенка, овладение им опыта социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности и жизненно важные компетенции, возник вопрос: "Как эффективно, в системе обеспечить воспитание этих ценностей?"
Работа по формированию жизненно важных компетенций в школе-интернате организована цикличностью на неделю. Данная работа представлена циклограммой, которая является частью режимных моментов.
Основная цель работы - отработка жизненно-важных моментов, компетенций в условиях сиротского учреждения.
В ней все очень просто: обозначены дни недели и направления:
• начало дня
• столовая
• спальни, игровые
• туалетная комната
• личные вещи и их хранение
• учебная деятельность
• внеурочная деятельность
• самоподготовка
• вечерний туалет
Над формированием жизненно важных компетенций работает не один педагог или воспитатель, а все специалисты школы-интерната1, помогая при этом друг другу, дополняя друг друга.
Согласно ФГОС школа-интернат1 полностью укомплектована штатами.
педагогический состав: 23 педагога
10 чел- высшее образование – 43,5%
13 чел. –среднее специальное образование – 56,5%
Высшая категория – 1 чел – 4,4%
I категория – 19 чел – 82,6%
без категории – 3 чел – 13%
Медицинский персонал – 4 чел,
из них 2 чел - высшей категорией – 50%
2 чел – без категории – 50%
Средний возраст коллектива – 47,8 лет
Приходя на смену, педагог знает, чем будем занимать детей в течение дня, работая над всесторонним развитием личности.
Работа по направлениям представлена на слайде:
Организация конкретной помощи.
Воспитатель, готовясь к рабочему дню, включает в план работы те направления, которые соответствуют дню недели его выхода на смену.
Сохранение психического здоровья.
Планируя работу на день, воспитателю не надо придумывать тот или иной вид деятельности, который он должен организовывать в течение дня, ему необходимо только определить основные формы и методы организации.
Педагог конкретно знает, на какие жизненно-важные бытовые моменты он должен обратить особое внимание и научить этому воспитанников.
Детализация бытовых жизненно- важных вопросов дня.
За неделю отрабатываются умения и навыки по формированию культуры внешнего вида воспитанников, хранения верхней одежды, обуви, качественного выполнения домашнего задания, наличия и маркировки полотенец, стирки, порядка в шкафах, наличия спец. одежды, состояниякроватей, уборки комнат, хранения чистого и грязного белья и т. д., предусмотренные программой "Оказание педагогической помощи воспитаннику в адаптации к условиям социальной среды через расширение воспитательного пространства", по которой работают все службы Дома.
Практическая отработка отдельных элементов.
"Семья", составляющая - "Мое поведение", имеется раздел "Столовый этикет". Он включен в циклограмму, для отработки практических умений. Во вторник - сервировка стола: наличие салфеток, умение пользоваться ими. Метод и форму отработки этого навыка у воспитанников определяет воспитатель семьи и медицинский сотрудник.
В среду, по направлению - формирование культуры поведения застолом, контролируется соблюдение гигиенических правил приема пищи. Аналогично эта работа планируется в четверг, пятницу, субботу, воскресенье.
Координация деятельности и взаимодействие всех структур по формированию жизненно= важных компенетций.
На планерке, при директоре, анализируется результативность работы всех структур о предыдущем дне и оглашается взаимодействие педагогического коллектива в течение очередного рабочего дня.
Развитие самоуправления.
Те основные моменты, которые прослеживаются в циклограмме педагогов, ежедневно обсуждаются на планерке при заместителе директора по воспитательной работе с советниками (как лучше, эффективнее организовать эту работу). Этот прием используется с целью самосовершенствования детей. В помощь воспитанникам предлагаются памятки, инструктажи, таблицы по выполнению того или иного дела.
Главный и основной принцип, лежащий в основе этого приема - поручил - проинструктировал - проверил - оценил. По толкованию этих понятий, воспитателем ведется постоянная работа.
Ежедневная, кропотливая работа развивает в детях чувство ответственности, организаторские способности, умение сделать анализ, добиваться намеченной цели.
Планомерная и системная работа по формированию жизненно-важных компетенций всего педагогического коллектива привела к качественным изменениям личности воспитанников в вопросах организации быта:
педагогам теперь не нужно постоянно напоминать воспитанникам, что после сна необходимо выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, быть красиво и опрятно одетым в школу. Дети это делают самостоятельно.
Культура поведения за столом, прием пищи, сервировка стола, самообслуживание, самоподготовка - доведено до автоматизма.
Порядок, эстетическое оформление своей спальни, бережное отношение к мягкому инвентарю, порядок в шкафах, внешний вид покрывал и наволочек - стало жизненно - важной потребностью для воспитанников.
Умение пользоваться и держать в чистоте и порядке, бережно относиться к туалетным принадлежностям и моющим средствам. -неотъемлемая часть организации повседневной жизни.
Все воспитанники знают и умеют ухаживать за своей обувью, стирать и хранить нательное белье, постоянно пользуются носовыми платками, индивидуальными расчёсками. Аккуратность, бережливость, чистоплотность - присутствует практически у всех детей.
Организация самоподготовки – доведена так же до автоматизма.
Появилась самостоятельность в организации пришедших в сентябре детей из числа «домашних». Они знают как вести себя в школе, на уроке, на переменах, в столовой, как убрать свои вещи, заправить кровать, почистить зубы.
Целенаправленное преодоление и ослабление недостатков у детей повышают эффективность обучения и воспитания детей и облегчают процесс овладения необходимыми для ученика знаниями, умениями, навыками, способствуют формированию и развитию жизненных компетентностей детей и становлению личности в целом.
Спецификой обучения и воспитания умственно отсталых детей в школе-интернате являются :
1. Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с умственной отсталостью;
2. Использование приемов и средств учебной, игровой и трудовой деятельности;
3. Дифференцированный подход, 4. Дозировка учебных нагрузок;
5. Применение специальных форм и методов обучения;
6. Для детей, которые имеют специфические речевые нарушения, организованные занятия по развитию речи;
7. Работа с детьми высокого уровня тревожности, с детьми, которые испытывают трудности в общении;
8. Работа с детьми «группы риска», «трудными» детьми.
9. Коррекция сенсорной сферы детей, стимулирование и развитие их эмоциональной, познавательной и речевой активности;
10. Приоритетная ориентация детей на трудовую деятельность;
Эти направления взаимодействуют в коррекционно-развивающей и учебно-воспитательном процессе, дополняют друг друга.
Педагогический коллектив школы-интерната с целью коррекции профессиональной направленности учащихся направляют свою работу на:
-предоставление информации о путях образования и приобретения профессии учащимися после окончания школы-интерната;
- индивидуально-профилактические и групповые занятия, разъяснительные беседы по формированию оптимистического отношения к профессиональному будущего;
- знакомство девятиклассников с различными профессиями, воспитывая уважительное отношение к ним, как социально равноправных;
-экскурсии на предприятия города ;
-формирование у подростков жизненных навыков на основе здорового образа жизни;
- формирование компенсаторных возможностей в развитии для обеспечения оптимальной интеграции в современное общество.
Широко используются нетрадиционные формы работы : деловые игры, анкетирование, тестирование, консультирование, экскурсии, выставки изделий изготовленных на уроках трудового обучения и кружках. ЧТО НАГЛЯДНО СЕГОДНЯ ВЫ СМОЖИТЕ УВИДЕТЬ Работы представлены выпускников нашей школы
100% выпускников школы-интерната продолжают учебу в профессиональных учебных заведениях преимущественно из тех профессий, из которых они получили знания и навыки в школе-интернате.
Формирование жизненно-важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участников образовательных отношений.
Конечная цель слаженной работы специалистов школы – достижение максимально возможных положительных результатов в формировании жизненно-важных компетенций.
Опыт педагогов школы по формированию жизненно важных компетенций представлен в международных сборниках….