Екатерина Устиненкова
Формирование внутрисемейных отношений в семьях умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования внутрисемейных отношений в семьях умственно отсталых детей. В зависимости от их типов, а также психологическая помощь и направленность коррекционной работы формирования внутрисемейных отношений в семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: коррекция, умственно отсталый ребенок, дефект, внутрисемейные отношения, семья, ребенок, типы семей.
Публикация «Формирование внутрисемейных отношений в семьях умственно отсталых детей» размещена в разделах
THE FORMATION OF FAMILY RELATIONSHIPS IN FAMILIES OF MENTALLY RETARDED CHILDREN
Abstract. The article considers peculiarities of formation of family relationships in families of mentally retarded children. Depending on their types, as well as psychological assistance and orientation of correctional work of the formation of family relationships in families with children with intellectual disabilities.
Key words : growth, retarded child, defect, relationships, family, children, types of families.
Дети, имеющие психические отклонения в развитии, являются сложной и разнообразной группой. Родители должны иметь представления о сущности дефекта, так же об особенностях развития ребенка. Это необходимо для успешной реализации общения и воспитания ребенка.
Недостатки когнитивной деятельности с раннего детства преграждают установлению нормальных взаимоотношений между ребенком с нарушением интеллекта и его близкими либо родителями, вследствие чего затрудняют овладение социальным опытом, формирование способов межличностного общения, а также замедляют эмоциональное развитие аномальных детей. [11]
Внутрисемейные отношения являются неотъемлемой частью эмоциональной среды ребенка, формирования жизненных ценностей и смыслов, и становления личности ребенка. В процессе внутрисемейного взаимодействия развиваются познавательные функции ребенка, происходит становление его личности, самооценки, усвоение морально – этических норм, образцов поведения, присвоение социальных ролей. В случае нарушения нормального протекания психического развития, речь идет об умственно отсталых детях, воздействие социальных факторов приобретает еще большую значимость.
Чтобы не допустить социальную дезадаптацию детей с умственной отсталостью, определить и устранить препятствия на пути их приспособления к окружающей среде, предупредить разрушительные взаимодействия с обществом, имеет смысл исследовать формирование внутрисемейных отношений в семьях, имеющих умственно отсталых детей.
Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезина приводят виды моделей неправильного воспитания детей с нарушением интеллекта такие как:
1. Родители не уделяют ребенку должного внимания, то есть предоставляют ребенка самому себе. Что приводит к развитию асоциальных реакций у ребенка, а также к усугублению отставания в развитии.
2. Чрезмерная опека. Родители жалеют, оберегают от всевозможных трудностей, балуют, также выполняют всю работу за ребенка. Это приводит к тому, что дети становятся беспомощными, и в конечном итоге ухудшают течение развития, приводящее к отставанию [10].
Л. М. Шипицына выделяет ряд специфических проблем, которые вызывают неблагоприятные изменения в семье умственно отсталого ребенка.
1. Родители не готовы к рождению ребенка с психическими отклонениями, это событие является для них трагическим. Вследствие чего они чувствуют себя беспомощными.
2. Затронуты все основные сферы жизни семьи.
Л. Ф. Хайртдинова акцентирует внимание на то, что включение родителей в коррекционно-педагогический процесс, является главным условием целостного развития детей с нарушениями интеллекта.
Система работы с семьей включает в себя :
1. Приготовление специалистов образовательного учреждения к взаимодействию с родителями;
2. Объяснение и ознакомление родителей с результатом обследования психофизического развития ребенка;
3. Проработка и коррекция родительских социально – психологических установок;
4. Ознакомление родителей с содержание коррекционной работы;
5. Помощь родителям обучиться определенным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком;
6. Обучение родителей адекватно общаться и иметь адекватное поведение с аномальным ребенком [9].
Семьи, имеющие профессиональную психологическую и социальную поддержку, легче преодолевают эти моменты, состояния. Особенно тяжело переживают родители наступление совершеннолетия аномального ребенка.
Г. А. Мишина ставит такие цели работы дефектолога с семьей, которая имеет ребенка с умственной отсталостью :
1. Предоставление квалифицированной поддержки супругам;
2. Оказание помощи близким родственникам для создания комфортной семейной обстановки для развития аномального ребенка;
3. Разработка условий для включения родителей в воспитание и обучение ребенка;
4. Формирование адекватного взаимодействия между взрослыми и их детьми [5].
Дефектолог оказывает квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создает условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; помогает близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребенка среду; выявляет, раскрывает и поддерживает положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребенком, формирует уверенный и спокойный стиль воспитания.
Рассмотрим формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии и их родителями.
Г. А. Мишина приводит такие формы организации коррекционно-педагогического процесса:
1. Консультативно – рекомендательная;
2. Лекционно – просветительская;
3. Практическое занятие для родителей;
4. Организация родительских конференций, детских утренников и праздников;
5. Индивидуальные занятия с детьми и их родителями [5].
Консультативно-рекомендательная форма работы. Данная форма работы включает в себя первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования.
На первичном психолого-медико-педагогическом обследовании с участием дефектолога, невропатолога, психолога родители получают ответы на интересующие их вопросы, которые касаются оценки специалистами уровня психического развития их детей, возможности обучения и т. д., и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.
При повторных посещениях консультации семьей различными специалистами прослеживается динамика психофизического развития ребенка, а также эффективность предложенных при первичном посещении рекомендаций. При необходимости вносятся изменения в индивидуальные программы развития и курсы лечения [5].
Лекционно-просветительская форма работы. На этих занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей. При этом во время первой встречи им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны им, а также предлагается дополнить список теми вопросами, которые отсутствуют, но важны для них, тоесть о чем им хотелось бы узнать.
В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Лекции проводятся дефектологом или психологом один раз в месяц. Посещая их, родители не только приобретают знания, но и знакомятся с другими родителями, видят, что они не одиноки в своей беде, что есть и другие семьи, перед которыми стоят похожие проблемы. Это придает родителям силы, снимает напряжение.
Эффективность системы совокупности коррекционной работы в семье, которая воспитывает ребенка с психическими нарушениями в развитии, обуславливается тем, что родители взаимодействуют с педагогами, они приобретают уверенность в себе, в силах, начинают проявлять активную творческую деятельность и направляют все свои усилия на продуктивное взаимодействие с ребенком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
2. Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А. И. Захаров. – М. : Когито-Центр, 2005. – 494 с.
3. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. –СПб. : Речь, 2007. – 391 с.
4. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московина; под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 2003. – 408 с.
5. Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогического процесса с семьей, имеющей аномального ребенка / Г. А. Мишина // Дефектология. – 2004. -№2. – С. 33 – 38.
6. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин; под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
7. Смирнова, А. Н. Коррекционно-воспитательная работа вспомогательной школы / А. Н. Смирнова. – М. : Просвещение, 1965. – 134 с.
8. Ткачева, В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. – М. : УМК «Психология», 2004, - 320 с.
9. Хайртдинова, Л. Ф. Работа по развитию взаимоотношений в семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка / Л. Ф. Хайртдинова //Дефектология. – 2005. - №1. – С. 11 – 13.
10. Шевцова, С. В. Психология семьи как предмет научного анализа / С. В. Шевцова // Иновации в образовании. – 2004. - №4. – С. 79-82.
11. Шипицына, Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе / Л. М. Шипицына. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.
12. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2002. – 656 с.