Софья Макаренко
Семинар «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини доклад по теме семинара :
Воспитание звуковой культуры речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности (логических пауз, ударения, темпа, ритма и тембра голоса). Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха.
Публикация «Семинар „Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Педагог решает следующие речевые задачи.
Первая – воспитание слухового внимания – умения определять на слух то или иное звучание и его направление, способность воспринимать данный темп и ритм. Дети должны узнавать изменения голоса по высоте и тембру, а также правильно воспринимать ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи.
Вторая задача – формирование фонематического слуха – способности четко отличать одни звуки (фонемы) от других, а также близкие по звучанию слова, акустические различия твердых и мягких согласных, правильность произношения звуков, повышение и понижение голоса и др. Недостаточная сформированность слухового восприятия может быть причиной неправильного произношения звуков, слов и фраз.
Научить ребенка слушать и слышать можно при помощи разнообразных игр. Например, «Отгадай, что звучит?» (педагог воспроизводит за ширмой звук того или иного музыкального инструмента, а ребенок должен отгадать, что звучит,
«Будь внимателен» (педагог шепотом просит выполнить задание,
«Угадай, кто кричит?» (педагог за ширмой воспроизводит крик животного или птицы, а ребенок должен отгадать, кто это) и др.
Третья задача – развитие артикуляционного аппарата, от которого зависит внятность и чистота речи. Если у ребенка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать:
- подвижность языка (упражнения на умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад вглубь рта и т. д.);
- подвижность губ (упражнения на умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
- умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
Следующая задача – работа над речевым дыханием. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, тихо говорят, затрудняются в произнесении длинных фраз, не договаривают слова, заканчивают фразу шепотом. Особые трудности они испытывают в школе, когда нужно отвечать у доски.
Для работы над речевым дыханием необходимо:
- вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох;
- воспитывать умение правильно, рационально использовать речевой выдох (произносить небольшие фразы на одном выдохе).
Также педагог может использовать такие упражнения, как «Ветряная мельница» (ребенок дует на маленькую мельницу или вертушку, «Буря в стакане» (ребенок дует в трубочку в стакане с водой, «Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей с помощью специальной трубочки) и др.
Необходимо проводить работу над воспитанием силы, высоты и тембра голоса. Для этого можно использовать упражнения и игры, например, «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?», а также пение (тихо-громко) и др.
Еще одной задачей является формирование произношения всех звуков родного языка. Замены и искажения, пропуски звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи будущего школьника. Недостатки звукопроизношения зачастую являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь признаком другого, более серьезного речевого нарушения (дизартрии, ринолалии, заикания и др.).
Следующая важная задача – работа над дикцией, т. е. формирование правильного произношения всех звуков родного языка, развитие речевого дыхания, умения владеть своим голосом. Нечеткая дикция наблюдается чаще у детей с неустойчивым вниманием, легковозбудимых, неусидчивых. Помощником в данной работе может стать видеозапись, магнитофон или диктофон. Ребенок часто не слышит свою речь со стороны, считает, что говорит правильно, и очень удивляется, когда слышит свою смазанную речь в записи.
Педагог должен следить, чтобы его речь соответствовала нормам орфоэпии русского литературного языка, и быть образцом для подражания. Если он сомневается в произношении того или иного слова или оборота, необходимо обратиться к словарю и различным пособиям. Дети должны слышать только грамотную речь взрослых.
Педагог также должен следить за формированием правильного темпа речи. Дошкольники чаще всего говорят быстро, что отрицательно сказывается на внятности речи, теряются отдельные звуки и слоги, а иногда и слова, особенно при произнесении длинных фраз. Работа над темпом речи осуществляется параллельно с развитием четкой речи в целом. При этом педагог может воспользоваться песочными часами.
В рамках работы над разделом необходимо обучить дошкольников интонационной выразительности речи, т. е. умению точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Работа в данном направлении ведется в основном путем подражания.
Для систематического и последовательного проведения игр и упражнений по воспитанию звуковой культуры речи за основу следует взять работу над «живым» звуком слова.
Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников можно связать с работой по дифференциации звуков : шипящих и свистящих, звонких и глухих, звуков Л и Р, твердых и мягких. Она предусматривает три вида дифференциации:
-изолированных звуков (условно звук соотносится с определенным звуком, издаваемым животным, предметом, действием).
- звуков в словах (подбираются картинки, игрушки, предметы, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и дети учатся отличать их);
- звуков в речи (подбираются словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцированными звуками).
Можно рекомендовать следующие игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения и знакомства со звуками : «Я слышу этот звук» (дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук, «Закончи слово» (дети должны правильно назвать последний звук и произнести все слово целиком, «Какой звук потерялся?» (педагог произносит слово, пропуская заданный звук) и др.
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте – выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на занятиях по развитию речи, но она может входить и в содержание других занятий.
Занятия по звуковой культуре речи в младших группах проводятся еженедельно, в средней, старшей и подготовительной к школе они включаются в содержание речевых и других занятий и проводятся не реже двух раз в месяц.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой, режимные моменты, также используются воспитателем для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов, сюжетно-ролевых, словесных, а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов и т. д.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Семинар
«Воспитание звуковой культуры речи
в различных формах образовательного процесса»
Слайд 2
Актуальность: проблемы звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Уровень речевого развития детей – результаты мониторинга
Цель: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей;
- развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
- создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
- контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация по теме семинара ; мягкая игрушка; индивидуальные карточки для каждого педагога, синий карандаш – для постановки ударения, красный карандаш для исправления ошибок после проверки; ручки; листы бумаги; памятки; лента букв; методический и дидактический материал по развитию речи.
Ход семинара
Слайд 3
I. Психологический настрой.
-Говорят, что когда встречаются два педагога, обязательно начнется педсовет. Нас собралось больше, а это значит, сегодня неизбежен семинар.
- Прежде чем преступить к работе, давайте дадим себе установку. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной фразы: «На пути у меня нет преграды, всё получится, как надо; покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».
Упражнение для педагогов "Что нас объединяет?".
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками семинара друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Материал: мягкая игрушка.
Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мягкую игрушку.
Слайд 4
«Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак для всех присутствующих».
(любовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; коммуникативность; грамотная, поставленная речь и четкая дикция).
Итак, вы, наверное, догадались, какой теме будет посвящен семинар.
Пройдет наш семинар в форме речевого коллоквиума. Для многих слово «коллоквиум» незнакомо – это беседа с целью выяснения знаний, своего рода мини экзамен.
Хочу предложить разделиться на две команды:
Грамотеи и Умники
Слайд 5
Игра – тренинг «Ударение» – расставить ударение.
(Индивидуальные карточки для каждой команды, синий карандаш – для постановки ударения, красный карандаш для исправления ошибок после проверки).
(Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, творог, позвонит, звонишь, алфавит, договор, досуг, квартал, танцовщица, избаловать, избалованный туфля, торты, сенсорное развитие, сенсорный телефон).
каталОг, красИвее,петлЯ, свЁкла, сирОты,твОрОг, позвонИт, звонИшь,алфавИт договОр,досУг квартАл,танцОвщица,избаловАть,избалОванный,тУфля,тОрты
сенсОрное развитие,сЕнсорный телефон
Ведущий:
Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития человека. Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Слайд 6
Игра «Исправь ошибки»
(групповое исправление ошибок с пояснением)
«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Говори: «Здрасьте». Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить,.
(ложить без приставки не употребляется, корень обязательно должен сопровождаться либо приставкой — заложить, предложить, положить, либо возвратной частицей — ложиться). Я чистию свое пальто. Иду с магазина».
Слайд 7
Блиц – викторина «Почувствуй разницу».
Смысловое значение слов влияет не только на ударение, но и на употребление слов в речи.
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать, куртку стала …. шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? ( кого-нибудь: ребенка, брата, куклу). Надевать что-то, одевать – кого-то.
Напоминалка: «Одевают Надежду, надевают одежду».
Слайд 8
Ведущий:
Следующее задание:
Поговорим об интонационной выразительности. Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос – это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми..
Слайд 9
Мастер-класс «Выразительное чтение»
1. Чтение стихотворения «Мама» Сначала монотонно, затем выразительно.
2. Выразительное чтение стихотворения «Мама».
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тороплю.
Я тебя всё время,
Мамочка, люблю!
Вот и зорька светит.
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет! (Костас Кубилинскас)
- Сравните чтение произведения.
-Итог: добиваться от себя и детей выразительности речи
Слайд 10
Динамическая пауза
Все встаем в круг. Звучит музыка Правила: «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете движение под музыку – вальсируете, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле равно количеству слогов в слове, которое я назову».
Через некоторое время ведущий называет слова. Участники определяют количество слогов в слове, быстро составляют группы по 2,3,4 человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» делит слово на слоги вслух. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.
1 команда (звуки, речь.) 2 команда (загадка, ударение).
Слайд 11
Практикум «Вспомни всё!» – о формировании звуковой культуры речи.
Задание – «Этапы работы над звуком»
Этапы работы по звуковой культуре речи детей : расставь в правильном порядке.
1) Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.
2) Подготовка артикуляционного аппарата;
3) Постановка (уточнение произношения) изолированного звука;
Правильный ответ
4) Подготовка артикуляционного аппарата;
5) Постановка (уточнение произношения) изолированного звука;
6) Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.
А теперь о каждом этапе подробнее.
Слайд 12
Подготовительный этап
Задание – «Зарядка для языка»
Упражнение "Шушаника Минична"
Содержание. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Представьтесь - прочитайте быстро.
Глориоза Провна
Эннафа Варсонофьевна
Фессалоникия Якубовна
Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична Нунехия Амфиохъевна
Антигона Маевна Геновефа Иркнеевна Ермиония Питиримовна
Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна Рипсимия Флегонтовна
Вестита Евменьевна Геласия Доримедонтовна
Ведущий - Для детей все слова, особенно новые, именно так и слышаться, а произносятся с большим трудом.
- Нужна ли артикуляционная гимнастика?
Слайд 13
2. Этап появления звука
.
Чтобы поставить звук, педагогам необходимо всё знать об этом звуке.
Задание – «Звуки речи, какие они?» (фонетический разбор слов)
1 – слово «речь» 2 – слово «звуки»
Слайд 14
3. Этап усвоения звука
(Правильное произношение звука в речи)
Уточнение правильного произношения звука.
Звук уточняется в словах, фразах, скороговорках, потешках, стихотворениях, рассказах.
Задание - Разминка: “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай
По одному участнику выходят.
Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.
1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).
2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).
3. Через горы и леса в край родной летит… (птица).
4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки).
5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).
6. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).
7. Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух
8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка
9. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка
10. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова
11. Кружевную паутину сплел искусно. Буратино? паук
12. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два? петуха
13. Очень медленно и тихо по листу ползет? улитка
14. Нарушая утром тишь, Распевает в роще.? Соловей
15. В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -? рыба
16. Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж
17. Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?. крот? цыпленок
18. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка
19. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
.
Слайд 15
Следующее задание
Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить, в какой возрастной группе они изучаются.
Правильный ответ
Карточка 1
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Бу- латова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Се- ровой; «Теремок», обр. Е. Чарушина. (2 младшая группа)
Карточка 2
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр И. Карнауховой, «Лисичка-сестричка и волк», обр М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы, «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля, «Петушок и бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы (средняя)
Карточка 3
Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня 285 и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работ- ников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского
(Подготовительная группа)
Слайд16
Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец :
Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то, раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
1-я команда
Теремок
2-я команда
Колобок
Ведущий
Итак, мы сегодня говорили, о воспитании звуковой культуре речи, но есть еще множество тем для изучения. Это: работа со словом и предложением, работа с текстом, составление рассказа по картине и сюжетным картинкам и многое другое.
Я хочу вам дать несколько советов:
Слайд 17
1. Правила для смелых и упорных педагогов
Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Слайд 18
3. Рефлексия.
Упражнение «Сердце коллектива»
Инструкция: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Сердце педагогического коллектива – включает в себя всё, что вы перечисляли в начале педсовета – всё, что нас объединяет. Наш семинар педагогов был посвящен маленькой частичке – воспитанию звуковой культуре речи наших воспитанников, над многим нам еще предстоит работать. Каждый из вас сейчас на одной половине своего сердца напишет, что было интересно, что получилось, на другой – что мешало, над чем ещё необходимо работать. Затем мы приклеим все наши маленькие сердечки на наше большое сердце.
И оно будет нам своеобразным планом работы на будущее.
До новых встреч!