Надия Ахмедьянова
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи – это нормы в усвоении родного языка в данном обществе.
Процесс усвоения звуковой системы речи включает в себя овладение правильным произношением звуков и развитие фонематического слуха. Овладение фонетическим составом речи начинается в конце первого года жизни ребенка. К началу дошкольного и младшего школьного возраста дети в основном владеют всеми звуками родного языка. Однако встречаются дети, которые и в более старшем возрасте имеют недостатки произношения. Это объясняется медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Решающее значение для усвоения звуков родного языка имеет развитие сенсорной основы речи — фонематического слуха и восприятия.
Публикация «„Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем». Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки например, гласные А, О и т. д, совершенно по- разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой – громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом.
Фонематическое восприятие – это так называемая способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Например: сколько слогов в слове? Сколько звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный звук стоит в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает отвечать на эти вопросы.
Поэтому, правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе начального школьного обучения.
[b]Возрастные нормы развития фонематического слуха. [/b]
В настоящее время существует пять этапов развития фонематического слуха и фонематического внимания, которые проходит ребенок в овладении речью.
Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.
На втором году жизни – фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует.
Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни - фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году – формируется звуковой анализ, т. е. умение определять последовательность и количество звуков в слове.
В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться на протяжении всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении.
Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5—7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ж — з, ч — ц, щ — съ, звонких и глухих (в — ф, з — с, ж — ш, б — п, д — т, г — к, звуков л и р, твердых и мягких (д — дъ, л — ль и др.).
Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш воспитатель подводил детей к сопоставлению этих звуков, выделяя их основные акустические и артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс. — когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш. — когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы.
Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.
Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи.
Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы.
1-й вид работы — дифференциация изолированных звуков.
Воспитатель проводит работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, используя при этом картины-«образы», т. е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом.
Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.
2-й вид работы — дифференциация звуков в словах.
Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем — слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом — слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети должны четко, правильно произносить звуки и указывать их различие. Одновременно эта работа способствует улучшению дикции, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.
3-й вид работы — дифференциация звуков в речи.
Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками.
При этом он следит за тем, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не смешивали их в собственном произношении.
Давая в потешках, стихотворениях, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм их произношения.
Исходя из всего вышесказанного, хочется отметить, что только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Поэтому, если возникают опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка, то первым делом следует проверить физический слух ребенка. И только тогда, когда, убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического слуха.
Важно так же дома уделять внимание развитию фонематического слуха, тем самым облегчая в дальнейшем ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтения и письма.