Получи документы

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО

Татьяна Николаева
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды

дошкольной образовательной организации

в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Актуальность

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Нельзя сказать, что требования к предметно-пространственной среде ДОО не разрабатывались ранее. Напротив, эти требования есть, но проблемная ситуация как раз и заключается в том, что они исходят из разных «ведомств» и противоречат друг другу. Эти требования принадлежать разным позиционерам, представления которых о предметно-пространственной среде образовательных организаций значительно расходятся. Адресатом всех этих противоречивых требований являются педагоги-практики.

На сегодняшний день существуют три группы таких требований.

Первая группа – требования управленческих структур к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Они исходят из сложившейся педагогической традиции, определенной многодесятилетним существованием единой образовательной программы, как для школьной, так и для дошкольной ступени образования. Эти требования зачастую идут вразрез с изменившимися представлениями об оптимальной организации образовательного процесса.

Вторая группа требований – психологические концептуальные требования ученых-исследователей к организации развивающей предметно-пространственной среды, исходящие из общих возрастно-психологических тенденций развития и учитывающие современной движение к гуманизации образовательного процесса. Эти требования не соотносятся с наличным «субстратом» образовательных организаций, то есть предполагают материальную базу (здания и оборудование, которая еще не существует в действительности, и в этом смысле являются довольно утопичными (невозможно реализовать их в массовой практике не только сейчас, но и в ближайшие десятилетия).

Работы, в которых выдвигаются такого рода принципиальные принципы, очень абстрактны и не выступают руководством для конкретного проектирования среды (не могут быть переведены в сферу непосредственного применения).

Работа с пространством представляется как бы вне компетенции воспитателя. Он может позволить себе заниматься лишь мелкими усовершенствованиями и не посягает на большее, или ему не позволяет большего администрация детского сада. Для воспитателей открыт лишь очень узкий аспект изменения предметной среды з- художественно-оформительский. Абстрактные же психологические принципы, предлагаемые теоретиками, никак не связываются в сознании педагогов-практиков с реальным пространством образовательной организации, где царят другие «законы».

Эти «Законы» связаны с третьей группой требований к предметно-пространственной среде. Они представлены в нормативном документе, носящем имя «Санитарные правила и нормы» для дошкольных образовательных учреждений (далее СанПиН, которые во многом противоречат современным теоретическим представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса.

Дело в том, что притязания СанПиН выходят далеко за рамки санитарно-гигиенических требований и совершенно необоснованно вторгаются в сферу организации самого образовательного процесса, диктуя, какую подбирать мебель, как ее расставлять, как и какие занятия проводить с детьми и т. п. СанПиН претендует на то, чтобы выступать единым «законным» проектировщиком предметно-пространственной среды, требуя ее жесткой унификации и образовательных организациях в соответствии с нормативами.

Прежде всего надо признать, что принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных организациях должна задавать психолого-педагогическая концепция современного образования. Она должна быть поставлена во главу угла – как верховный «закон» для профессионалов-проектировщиков и педагогов-практиков.

Притязания СанПиНа должны быть умерены и введены в рамки «обслуживающих» образовательный процесс рекомендаций (ограничены сферой только санитарно-гигиенических требований).

Исходя из фундаментальных психологических концепций и исследования восприятия предметно-пространственной среды (С. Л. Новоселова, В. А. Петровский и др.) можно выделить несколько принципов конструирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовании.

Принцип полифункциональности среды – предметно-пространственная среды должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностьюь – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от многофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип вариативности – сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной развивающей среды как прототип для разнообразных конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

В целом в настоящее время принципы подбора развивающего материала обозначены, имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности в разных группах детского сада.

Традиционное стабильное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной доминирующей учебной зоной, то есть многофункциональное дробление пространства, не годится, так как помимо того, что в групповом помещении недостаточно для этого места отсутствует однозначное соответствие между видом культурной практики и материалом. Многие материалы многофункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.

На взгляд авторов, пространство группового помещения должно быть разделено на три части:

1) рабочая зона – включает легкие столы (на двоих, соединяющиеся в общий стол, или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на колесиках); на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода, образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности;

2) активная зона – связана с активным движением, возведением крупных игровых построек и включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы – для продуктивной деятельности;

3) спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями – для чтения художественной литературы; книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности.

При формировании развивающей предметно-пространственной среды очень важно учитывать принципы ее построения, рекомендованные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроениями и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральной, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Индивидуальный развивающий маршрут для детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС» «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ» Примечание: Основанием для создания индивидуального маршрута может выступать диагностика достижений.

Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требования ФГОС «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС» «Предметно развивающая.

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Включаясь.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов Подготовила: Палей О. Н. Слайд 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии.

Консультация для педагогов «Особенности построения пространственной среды в соответствии с ФГОС до» Консультация для педагогов «Особенности построения развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Вопрос организации.

Наполнение центров развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (вторая группа раннего возраста)Наполнение центров развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (вторая группа раннего возраста) Доброго времени суток гость моей странички. В нашем ДОУ решили оформить паспорта групп по ФГОС. Сегодня я предлагаю наполнение центров РППС.

Консультация «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС» 1. Эмоциональное благополучие дошкольников как составляющее первой задачи ФГОС. 1.1. ФГОС, его документальная основа, основные принципы.

Консультация для воспитателей «Приоритетное направление работы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО» Кто из нас не помнит детский сад, куда ходил ребенком? Именно в этих красочных, уютных стенах мы переживаем свой первый внедомашний опыт,.

Консультация «Психолого-педагогическая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС» В советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС» Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии ФГОС. В современном мире происходят большие изменения, такие изменения не обошли стороной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 12:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД