олеся табакаева
Проект предметно-пространственной развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество
Цель проекта
Публикация «Проект предметно-пространственной развивающей среды» размещена в разделах
сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении
Задачи проекта
-Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
-Освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;
- Овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно- пространственной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности; -Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ
Логико-математический центр «Веселый счет»
• Познавательная область развития
• Количество детей - 4
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Работаем с хорошим настроением
3. Умей слушать и договариваться
• Специфические правила:
• 1. Используй модели, карточки-схемы, алгоритмы
• 2. Размышляй и действуй
• 3. Расскажи что получилось
Материалы логико-математического центра «Веселый счет»
• -Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика)
• -Блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, кубики Никитина
• -Игры-головоломки: (на комбинаторику - кубик Рубика, игра "15; Плоскостные геометрические головоломки; Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т. п., в том числе со схемами последовательных преобразований
• -Комплект цифр, математических знаков
• -Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр
• -Стержни с насадками (для построения числового ряда)
• -Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач
• -Условные мерки для определения длины и ширины
• -Счеты, весы, часы, песочные часы
• -Объемные геометрические тела
• -Набор математический фигур
• -Конструкторы, разноцветные счетные палочки
• -Логико-математические игры (лото, домино, шашки, головоломки, задачи, шарады, ребусы
• -Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел)
• -Линейка с движком (числовая прямая)
• -Наборы моделей: деление на части
• -Кассы настольные
• -Картотека дидактических игр (подбери фигуру, часть и целое, назови и сосчитай, и т. д.)
• -Книги по занимательной математике
• -Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий)
• -Рабочие листы и тетради, пишущие инструменты
Центр экспериментирования «Академия Знайки»
• Познавательная область развития
• Количество детей – 2
• Общие правила:
1. Каждой вещи, свое место
2. Работаем с хорошим настроением
• Специфические правила:
• 1. Используй алгоритм по проведению опытов
• 2. Одень спецодежду
• 3. Найди, исследуй, расскажи
• 4. Что полезного ты узнал для себя, что еще хотелось бы сделать
• Стол, стулья, сквозные полки
• Центр песка и воды
• Магнитная доска
• Измерительные приборы (весы, часы)
• Микроскоп
• Подставка под растения
• Шкаф
• Ковер
Оборудование центра экспериментирования «Академия Знайки»
• Объекты для исследования в действии (неоформленный материал (природный, пенопласт, губка, поролон, вата и т. д.)
• Измерительные приборы (термометр спиртовой; часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей)
• Приборы для опытов с воздушными потоками (Флюгер; воздушный змей; ветряная мельница (модель)
• Различные коллекции (минералов ; тканей; бумаги; семян и плодов; растений (гербарий)
• Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов
• Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов
• Набор мерных стаканов
• Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов
• Счеты настольные
• Набор увеличительных стекол (линз)
• Набор цветных (светозащитных) стекол
• Набор стеклянных призм (для эффекта радуги)
• Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта
• Набор для опытов с магнитом
• Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений) : (виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий)
• Наборы "лото" (8-12 частей, в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений
• Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы)
• Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации)
• Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т. п.)
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)
• Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия, ошибки (смысловые)
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей, разделенные прямыми и изогнутыми линиями
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т. п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр
• Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность)
• Календарь настольный иллюстрированный
• Календарь погоды настенный
• Детский атлас (крупного формата)
• Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы
• Одежда центра, набор перчаток (по количеству детей)
Центр конструирования «Строители»
• Познавательная область
• Количество детей - 3
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Работаем с хорошим настроением
• Специфические правила:
• 1. Используй модели, карточки-схемы, алгоритмы
• 2. Расскажи что получилось
• 3. Что полезного ты узнал для себя, что еще хотелось бы сделать
Оборудование центра конструирования «Строители»
• Стеллаж с открытыми полками и выдвижными ящиками
• Ковер
• Подиум для конструирования
Материалы центра конструирования «Строители»
• Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы
• Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)
• Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.) см. "Материалы для игровой деятельности"
• Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам
• Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)
• Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования
• Наборы конструктора «Лего»
• Образцы построек разной сложности
Мини-библиотека «Волшебные страницы»
• Речевая область
• Количество детей - 2
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Изучай, рассматривай
3. Работаем с хорошим настроением
• Специфические правила:
• 1. Используй картотеку видео-, аудиотеку
• 2. Бережно относись к книге
Оборудование центра мини библиотека «Волшебные страницы»
• Кресла и журнальный столик
• Фланелеграф
• Дополнительный источник света
• Музыкальный центр
Материалы центра мини библиотека «Волшебные страницы»
• Портреты писателей и поэтов
• Детские книги (произведение русского фольклора, частушки, потешки, песенки, сказки, рассказы)
• Литературные игры с грамматическим содержанием
• Книжки – раскраски с карандашами и бумагой
• Иллюстрации к детским произведениям
• Журналы
Центр развития речи «Говорим правильно»
• Речевая область
• Количество детей - 2
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Изучай, рассматривай
3. Работаем с хорошим настроением
• Специфические правила:
• 1. Используй картотеку видео-, аудиотеку
• 2. Бережно относись к вещам
Оборудование центра развития речи «говорим правильно»
• Столы, стулья
• Полки
• Магнитная доска
Материалы центра развития речи «Говорим правильно»
• Комплексы дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики
• Игры для развития мелкой моторики рук (мозайка, пазлы, шнуровка и т. д.
• Игры для развития крупной моторики рук)
• Игры для развития сенсорики
Центр детского творчества «Умелые ручки»
• Художественно-эстетическая область
• Количество детей 2
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Работаем с хорошим настроением
• Специфические правила:
• 1. Одень фартук и нарукавники
• 2. Используй карту-схему
• 3. Работай в коллективе
• 4. Фантазируй, придумывай, твори
• 5. Расскажи как красиво и тебя получилось
Оборудование центра детского творчества «Умелые ручки»
• Стенд для репродукции
• Два мольберта
• Стол, стулья
• Полка
• Грифельная доска
• Магнитная доска
• Инвентарь для уборки рабочего места (ведро для мусора, тазик, тряпочки)
Материалы центра развития детского творчества «Умелые ручки»
• Бумага, природный и бросовый материал. Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т. п.)
• Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т. п.
• Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т. п.)
• Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка
• Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки
• Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт
• Палочки для нанесения рисунка на глине
• Цветное соленое тесто, пластилин
• Глина для моделирования
• Доски для работы с глиной / пластилином (20*20 см)
• Стеки разной формы
• Фигурные дыроколы
• Ножницы с фигурными лезвиями
• Нитки для вязания, крючок, иголки (пластмассовые) для вышивания, нитки мулине
• Нитки для вязания, крючок, иголки (пластмассовые) для вышивания, нитки мулине
• Различные виды клея (Канцелярский, карандаш, ПВА)
• Щетинные кисти для клея На каждого ребенка
• Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем На каждого ребенка
• Розетки для клея 10-15
• Для аппликации Ножницы с тупыми концами
• Скотч (узкий, широкий, двусторонний)
Центр изобразительного искусства «Акварелька»
• Художественно-эстетическая область
• Количество детей 4
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Работаем с хорошим настроением
• Специфические правила:
• 1. Одень костюм художника
2. Покажи как красиво у тебя получилось
Оборудование центра изобразительнго искусства «Акварелька»
• Стенд для репродукции
• Два мольберта
• Стол, стулья
• Полка
• Грифельная доска
• Магнитная доска
• Инвентарь для уборки рабочего места (ведро для мусора, тазик, тряпочки)
Материалы центра изобразительного искусства «Акварелька»
• Произведения живописи репродукции (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись)
• Таблица основных цветов и их тонов, контрастная гамма цветов
• Бумага тонкая плотная, рулон белых обоев, картон
• Цветные карандаши
• Графитные карандаши
• Фломастеры
• Шариковых ручки
• Угольный карандаш
• Гуашь
• Акварель
• Белила цинковые
• Восковые мелки
• Мел (для рисования на доске белый цветной)
• Краски с добавления мыльной стружки для рисования пальчиками и ладошками
• Палитры
• Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров (нетрадиционное рисование)
Центр музыки и театра «До-ми-солька»
• Художественно-эстетическая область
• Количество детей - 4
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Работаем с хорошим настроением
3. Используй костюмы, музыкальные инструменты
• Специфические правила:
• 1. Используй картотеку, видео-аудиотеку
• 2. Играй роль согласно персонажу
Оборудование центра музыки и театра «до-ми-солька»
• Стеллажи для атрибутов и разных видов театров
• Стойка для хранения костюмов
• Зеркало
• Столы, стулья
• Модуль «Касса»
• Полочка с музыкальными инструментами аудио и видеоматериалом и муз. центром
• Телевизор
Материалы центра музыки и театра «до-ми-солька»
• Карнавальные костюмы, маски, шапочки
• Музыкальные инструменты (бубен, барабан, металлофон, гитара, дубка и т. д.)
• Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (настольный, пальчиковый, атрибуты для теневого театра
• Театральный грим, схемы для нанесения грима
• Картотека дидактических игр
• Книга-пианино
• Аудио-видео песен и сказок
Центр сюжетно-ролевых игр «Фантазеры»
• Социально-коммуникативная область
• Количество детей - 6
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Играем с хорошим настроением
3. Играем вместе, умей договариваться
• Специфические правила:
• 1. Используй костюмы
• 2. Используй карту-схему
Оборудование центра сюжетно-ролевых игр «Фантазеры»
• Модули макетно-игрового пространства: салон красоты, кукольный уголок, супермаркет, почта, кафе, больница
• Детская мягкая мебель
• Детская пластиковая мебель
Материалы центра сюжетно-ролевых игр «Фантазеры»
• Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)
• Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры
• Сюжетные игрушки
• Игрушки отражающие предметы труда и быта
• Игрушки отражающие продукты питания
• Реальные предметы
• Стойки, плечики для костюмов (атрибутов ряженья)
Спортивно-оздоровительный центр «Здоровичок»
• Количество детей - 4
• Общие правила :
1. Каждой вещи, свое место
2. Играем с хорошим настроением
3. Играем вместе, умей договариваться
• Специфические правила:
1. Соблюдай правила игры
Оборудование спортивно-оздоровительного центра «Здоровичок»
• Коврики для массажа стоп различной фактуры
• Уголок здоровья
Материалы спортивно-оздоровительного центра «Здоровичок»
• Игры на ловкость (летающие колпачки; настольный кегельбан; настольный футбол или хоккей; детский биллиард)
• Кольцебросы настольный и напольный
• Городки
• Кегли
• Мишень с дротиками
• Коврик с разметкой для игры в "классики"
• Мячи, разные 5-7
• Балансир-волчок
• Коврик массажный со следами
• Шнур короткий (плетеный) Длина 75 см
• Обруч малый Диаметр 55-65 см
• Обруч большой Диаметр 100 см
• Скакалка короткая Длина 100-120 см
• Мешочек малый с грузом Масса 150-200 г
• Мешочек с грузом большой Масса 400 г
• Мяч для мини-баскетбола Масса 0, 5 кг
• Мяч утяжеленный (набивной) Масса 350 г, 500 г, 1 кг
• Мяч-массажер
• Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)
• Гантели детские
• Лента короткая Длина 50-60 см
• Палка гимнастическая короткая Длина 80 см 10
• Шашки
• Шахматы