Алексеенко Галина Михайловна
Семинар «Музейно-педагогическая технология в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Музейно-педагогическая технология
в дошкольном образовании»
Слайд 1
Так что же такое музей?
Слайд 2
Энциклопедический словарь говорит нам.
Музей - это научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»
Публикация «Семинар „Музейно-педагогическая технология в дошкольном образовании“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Музей - это источник формирования интереса детей к своему народу, культуре, он формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
В нашем детском учреждении одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание через музейную педагогику.
Слайд 3
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Именно музейная педагогика помогает в воспитании культурной личности
ребенка, помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал.
Слайд 4
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Задачи музейной педагогики вы видите на слайдах
Слайд 5
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого.
Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских учреждениях мини-музеев.
Слайд 6
Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.
Мини-музеи, расположенные в группе дают возможность воспитателям в любое время обратиться к материалам музея, а детям по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, проводить самостоятельные исследования.
Слайд 7
Цель и задачи создания мини-музея вы видите на слайде
Слайд 8
Сейчас я хочу рассказать вам как можно организовать мини-музей в группе.
Создание мини-музея - трудоёмкая не быстрая работа, которая состоит из нескольких этапов:
На первом этапе дети, воспитатели, вместе с родителями выбирают тему и название мини-музея, определяют цели и задачи музея, разрабатывают его модель.
На втором этапе необходимо выбрать место, где можно расположить мини-музей. Для расположения мини-музея можно использовать :
различные части групповой комнаты, приёмной, при этом необходимо учитывать количество экспонатов. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.
Слайд 9
На третьем этапе
Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые могут составить основу коллекции, и поместить его в приемной для того, чтобы родители смогли его дополнить, так как большую роль в этом процессе играют и родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.
Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы. То есть все, что связано с темой музея.
На четвёртом этапе для оформления мини-музея требуется соблюдать условий (вы их видите на слайде)
ЧТО обязательно –чтобы содержание и назначение мини-музея соответствовало возрасту детей данной группы.
Название мини- музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание.
Слайд 10
На пятом этапе воспитатели разрабатывают перспективно-тематический плана работы, в котором отмечают:
- занятия, игры с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки вместе с детьми;
- содержание экскурсий по мини-музею.
6 этап. Выбор экскурсоводов.
Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов. Еесли в младших группах экскурсоводами выступают сами воспитатели, то в старших группах экскурсоводами могут стать сами дети, они могут провести экскурсии для сверстников, родителей и детей младшего возраста.
7 этап.
На седьмом этапе проводится торжественное открытие мини- музея с приглашением родителей.
Слайд11
Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка.
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на Горизонтальном уровне: (это могут быть стеллажи и настенные полки)
Слайд 12
Вертикальное расположение экспонатов возможно, если применить столы, тумбы).
Очень удобны в использовании стенды. Они могут использоваться для размещения иллюстраций, также на них удобно крепить и легкие объемные предметы.
Слайд 13
Тематика мини-музеев может быть различной. Например для детей старшего возраста могут быть созданы: мини-музей часов. мини-музей хлеба,
Слайд 14
Для детей младшего возраста: могут быть созданы «Игрушки-забавы» привлекающие внимание своим звучанием и яркостью, мини-музей пирамидок.
Слайд 15
Формы организации детской деятельности в мини-музее :
1. Беседы с детьми.
2. Экскурсии для детей и родителей.
3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
Слайд 16
4. Творческие,сюжетно-ролевые игры.
5 Чтение художественной литературы.
6. просмотр мини-презентаций. Видеороликов.
Слайд 17
Хотелось бы озвучить рекомендации по организации мини-музея в группе :
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество.
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены» : что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
Слайд 18
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь.
Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов.
Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью.
А сейчас мне хочется представить вашему вниманию какие Мини-музеи в нашем образовательном учреждении, все они разные и по оформлению и по содержанию. Каждый мини-музей- результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В группах старшего дошкольного возраста создан
СЛАЙД-19
Мини-музей «Народный костюм»
СЛАЙД-20
Цель данного музея : Знакомство детей с национальными костюмами народов России и коренного населения Кузбасса, их традициями и культурой, народными играми.
СЛАЙД-21
Мини-музей «Народные музыкальные инструменты»
СЛАЙД-22
Цель : Приобщение детей к истокам народной культуры и развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с народными музыкальными инструментами.
СЛАЙД-23
Мини-музей «Предметы народного быта»
СЛАЙД-24
Целью создания мини-музея стало расширение представлений детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
В группе среднего дошкольного возраста создан
СЛАЙД-25
Мини-музей «Народная утварь»
СЛАЙД-26
Цель данного мини-музея : знакомство детей с предметами старины;
Приобщение к национальной культуре и традициям русского народа
СЛАЙД-27
В группе младшего дошкольного возраста создан
мини-музей «Русская матрёшка»
Целью создания мини-музея явилось :
Знакомство детей с первой русской игрушкой, знания об истории возникновения матрёшки.
Заключение.
Каждый наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.
А экспонаты мы используем для игр, занятий и мероприятий.