Томме Лариса
Семинар «Игры по формированию нравственного здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:
Томме Лариса Васильевна
С первых минут жизни каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие ребенка происходит на личностно – ориентированном подходе. Структурные элементы целостной системы личностно – социального развития дошкольников направлены на преодоление личностной незрелости, агрессивности, повышенной невротичности, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения.
Публикация «Семинар „Игры по формированию нравственного здоровья дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Структурными единицами системы являются:
1. Целостная и мотивированная деятельность / «Утреннее приветствие», «Доска желаний», «Доска настроения»/
Доска желаний
Цель: выявление наклонностей в предпочитаемой деятельности детей; объединение детей, имеющих разные навыки в определенной деятельности по интересам; планирование индивидуальной работы с ребенком с целью повышения интереса к наименее предпочитаемой деятельности; учет сезонных запросов интересов детей; подготовка и изменение предметно –развивающей среды в соответствии с желанием и интересам ребенка.
Доска желаний представляет собой набор картинок, изображающих предметы, которые дети могут использовать: книга, портфель, матрешка. Каждая картинка обозначает определенный вид деятельности: портфель – учебная деятельность, книга – чтение, рассматривание иллюстраций, работа в книжном уголке; лейка – работа в уголке природы, ножницы и карандаш –ИЗО; матрешка – игра.
В каждый комплект входят фотографии каждого ребенка.
Доска вывешивается в группе, приходя из дома ребенок выбирают определенный вид деятельности, чем бы он хотел заняться и прикрепляет свою фотографию напротив символа.
Утреннее приветствие
Проводится ежедневно в группе в начале дня
Во время декламирования дети встают вкруг и кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро, а еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Минутки вхождения в день
Цель: способствовать психологическому и личностному росту ребенка; помогать детям адаптироваться к условиям д/сада; развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.
***
/Под лирическую музыку. /
Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше…
(перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).
-А что вы хотите пожелать мне?
-Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.
-Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рук. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
***
-Дети посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол.
-За что ты, Андрей, любишь свои руки?
-Катя, а ты любишь свои руки?
Что за чудо - чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая-
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.
-Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
***
На столе педагога стоит комнатный цветок. Дети сидят вокруг стола.
-Как вы думаете, дети, хорошо быть цветком? Почему? Послушайте, что хочет сказать вам этот цветок.
Цветок
Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я рад тому, что нет грубых слов, драк, ссор, обид. Иначе, я бы болел и был вялым и некрасивым. Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, вы угадаете мои мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке, когда хочу пить или умываться.
-О чем сегодня просит нас цветок? (дети поливают цветы).
***
От имени цветка
-Если ты каждый день станешь поливать цветы, которые стоят на окошке, они привыкнут к тебе. И полюбят тебя, малыш. И каждый раз тихонечко, почти неслышно будут шептать тебе «спасибо», потому что все цветы на белом свете добры и вежливы. Они всегда стараются обрадовать того, кого уже полюбили. И среди зеленых их листов однажды распускается красное, голубое, белое или оранжевое почти что сказочное чудо-диво.
2. Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожность, беспокойства, агрессивности / «Сонные игрушки», «Коробочка добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем» /.
Сонные игрушки
Цель: снижение тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребенка в д/саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.
Систематические игры детей с этими игрушками после занятий, после ухода родителей, после конфликтов имеют релаксирующую способность.
В период адаптации детей к дошкольному учреждению, к его режиму и требованиям эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию. Для того чтобы дети с удовольствием спали, мы используем мягкие игрушки.
1вариант.
Воспитатель объясняет присутствие игрушек в спальне: они помогут вам заснуть и увидеть сказочные сны. Воспитатель вместе с игрушкой подходит к ребенку, с шепотом обращается к малышу, называя его ласковым словом. / «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова, а ты ему прошепчи тоже что–то приятное и приласкай его»/
Воспитатель хвалит ребенка, указывая на значимые его действия, приободряет малыша, вселяет в его чувство уверенности, повышает самооценку. После сна ребенок благодарит за сон игрушку и ставит на полку.
2 вариант
Воспитатель объясняет присутствие игрушек в спальне. Им очень хочется спать, но трудно уснуть без вшей помощи. Давайте им поможем, покачаем и споем колыбельную песенку. Дети берут игрушку на руки, укачивают и поют колыбельную песню. Затем укладывают в постель рядом с собой, поглаживая ее. После сна дети ставят игрушку на место, поблагодарив за сон, а взрослый от имени игрушек благодарит детей за помощь, за укачивание, за колыбельные песни.
Доска настроения.
Цель: с помощью доски настроения педагог может определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделяя детей, которым необходима поддержка, выделить причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий.
Доска настроения представляет собой набор картинок, изображающих настроение людей, которыми дети могут пользоваться. Каждый рисунок отображает определенное настроение: радостное; нейтральное, обычное; грустное; незаконченный рисунок отображает настроение, не входящее в три определения. В комплект входят фотографии детей группы.
Методика
На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится Доска настроения. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение и они смогут в течение дня показать свое настроение.
Коробочка добрых дел
Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.
У каждого ребенка своя коробочка, на которой наклеена фотография ребенка.
Эти коробочки – не простые, так в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Каждое хорошее дело и добрый поступок отмечается фишкой, складывая их в коробочку в течение недели. Затем подсчитывается: у кого больше всего фишек – заслуживает приз.
3. Работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре / «Коробочка добрых дел», «Клубочек», «Виноградная гроздь», «Правила нашей группы»/
Игра «Клубочек»
Цель: воспитания чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе; чувство единства, сплоченности; умения действовать согласованно.
Материалы:
Клубок прочных ниток.
Ход игры.
Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д.
Когда песенка заканчивается – все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.
Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол.
Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
Игра «Виноградная гроздь»
Цель: укрепление чувства единства в детском коллективе; развитие тактильного восприятия и воображения детей.
Материалы: гроздь винограда; колокольчик; кассета с записью спокойной мелодии; магнитофон; канат.
Ход игры.
Звучит спокойная музыка. Дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в форме круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладут гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.
Воспитатель просит одного ребенка взять в руки гроздь, рассмотреть ее и передать своему соседу с права. После того как гроздь прошла целый круг, воспитатель просит передать гроздь по второму кругу, но теперь при этом отрывать от нее по ягодке. Каждая «ягодка» должна назвать себя /дети называют свои имена/.
Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит из детей. Ягодки на веточке все вместе, крепко за нее держаться, так и ребята всегда будут вместе и будут крепко дружить друг с другом.
Использование системы игр и методик позволяет:
-повышать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
-повышать общую социальную зрелость детей, снижать их агрессивность.
-введение режимных ретуалов сплачивает детей, способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу.
-использование «сонных игрушек» решает проблему с дневным сном: дети перед сном были возбуждены, крикливы, долго не могли заснуть, сон был непродолжительным. С «сонными игрушками» дети спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали.
Прогулка на велосипеде
Предлагаю сесть поудобнее и расслабиться. Звучит спокойная музыка.
Наступило утро. Сегодня прекрасная солнечная погода. Я совершаю свою утреннюю прогулку на велосипеде по широкой к ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. На деревьях щебечут птицы. Солнышко пригревает.
Я чувствую его тепло по всему телу. Я спокоен и мне кажется, что это утро самое прекрасное! Все неприятности уходят, настроение чудесное. Я улыбаюсь и радость улыбки дарю окружающим.
Я еду спокойно и уверенно, не спеша кручу педали. Все чудесно и прекрасно!
Моя прогулка подходит к концу, вот я вернулся на тропинку, которая ведет к моему дому.
Желаю всем здоровья, благополучия, хорошего настроения.