Лучший педагог года

Реализация задач нравственного воспитания дошкольников

Анна Гузь
Реализация задач нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие нравственного воспитания определяется в исследованиях учёных как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственных чувств, норм и правил поведения в соответствии с идеалами и принципами морали общества, в котором оно находится. По определению Марьенко И. С. нравственность - это неотъемлемая сторона личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение личностью существующих правил, норм, принципов поведения, выражающееся в отношении к Родине, коллективу, обществу, людям, к себе самому, труду и т. д. [1, 104]. Григорович Л. А. считал, что нравственное воспитание - это личностная характеристика, объединяющая качества и свойства: доброту, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [2, 104].

Темочки:

Главная особенность нравственного воспитания, на наш взгляд, заключается в соблюдении моральных норм и правил добровольно, и должно полностью зависеть от внутренних потребностей и мотивов человека. Основным наказанием за несоблюдение морали является осуждение, как со стороны общества, так и свое личное внутреннее осуждение.

В дошкольном возрасте основное внимание обращается в рамках нравственного воспитания на послушание, что позволяет постепенно прививать ребенку осознанное стремление к дисциплине и ответственности. Это закрепляется в различных видах деятельности в процессе общения через создание искусственных ситуаций, в которых дети накапливают практический опыт поведения в обществе.

Нравственное воспитание дошкольников предполагает усвоение моральных норм и приобретение нравственного опыта. В процессе нравственного воспитания формируется понятие любви к Родине, бережное отношение к окружающему ребёнка миру, гражданская позиция, а так же уважительное и доброжелательное отношение к людям. Особую роль нравственному воспитанию уделял в своих исследованиях педагог-новатор прошлого века Сухомлинский В. А., который определял его как постоянное духовное обогащение педагога и ребенка. Педагог считал, что "упустить младший возраст - значит упустить все" [8].

По мнению многих ученных, родители и педагоги должны делать акцент на моральных оценках и суждениях, в процессе которых формируется система ценностей. Благодаря этому дети начинают понимать разницу между хорошими и плохими поступками.

Важное условие успешного нравственного воспитания - высокая активность в процессе взаимоотношений между взрослыми и детьми, которые основываются на уважении к личности дошкольника и любви. Важно в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок положительно относился к окружающим его людям. Создание благоприятных условий для нравственного развития дошкольников позволяет детям доверчиво относиться к взрослому и детскому коллективу детского сада, он ощущает постоянную заботу и поддержку.

Важно строить так воспитательно-образовательный процесс, чтобы педагог и родители, руководящие деятельностью ребенка, организовали самостоятельное воспитание путем включения его в самостоятельное решение нравственных вопросов и преодоление сложных ситуаций через положительные поступки.

По мнению Островской Л. Ф. в нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, которые повседневно окружают ребенка [3, 72]. Взрослые должны показывать положительные примеры, потому что видя и слыша отрицательные поступки, у ребенка так же откладывается в сознании и вредит его нравственности.

Результатом нравственного воспитания является формирование целостной личности, в которой заключаются в единстве сознание, нравственные чувства, совесть, привычки, общественно правильное поведение. В возрасте от 3 до 7 лет ребенок приобретает основной, первоначальный опыт поведения, отношения к окружающим его людям. Поэтому на данном этапе развития ребенка важно правильно поставить задачи нравственного воспитания в соответствии с теми идеалами и ценностями, которые приняты в обществе. Целью нравственного воспитания дошкольников является формирование определенного набора нравственных качеств, таких как, гуманность и трудолюбие.

На основе этой цели выдвигаются задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на:

1 – формирование сознания нравственного поведения, суждения, оценки в соответствии с нормами морали, принятой в обществе;

2 – формирование нравственного воспитания и нравственных чувств, которые построены на уважении и патриотизме к Родине, развитии гуманизма, коллективизма и т. д. ;

3 – формирование нравственных качеств и привычек в соблюдении норм этики, уважении к любому результату труда, культуры старшему поколению и т. д. ;

4 – воспитание волевых качеств и свойств личности.

В ФГОС ДО поставлена задача воспитания на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи и общества, которая предполагает ее решение в основной образовательной программе детского сада [7].

При реализации данного процесса, педагогу необходимо знать задачи нравственного воспитания, решение которых он должен осуществлять в своей повседневной работе. Примерная общеобразвательная программа под ред. Н. Е. Вераксы предполагает решение задачи следующие :

1 - формирование у дошкольников ответственности за поведение, элементов самоконтроля.

2 - формирование дисциплинированности, самостоятельности;

3-развитие патриотизма, интернационализма, гражданственности;

4 - формирование коллективных отношений;

5 - обогащение и развитие чувств, формирование способности ими управлять;

6 – формирование уважения к взрослым.

Содержание нравственного воспитания дошкольника включает в себя :

воспитание гуманности, коллективизма, начал гражданственности и патриотизма, формирование трудолюбия [21].

Если говорить о воспитании гуманности, то у дошкольников оно проявляется в виде развития таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание.

Воспитание коллективизма подразумевает формирование положительных, доброжелательных и коллективных взаимоотношений, где главной функцией дошкольного коллектива является воспитывающая. С помощью воспитания начал гражданственности и патриотизма развиваются такие глубокие нравственные чувства, как любовь к Родине, к родному дому, краю. При реализации содержания нравственного воспитания в условиях дошкольного возраста необходимо соблюдать условия, которые будут эффективнее влиять на данный процесс. К ним относятся:

• взаимодействие ДОО с семьей;

• включение дошкольников в виды деятельности, способствующие нравственному воспитанию;

• учет индивидуальности детей;

• организация воспитательного процесса по формированию культуры поведения.

Методы нравственного воспитания определяются целью, содержанием и возрастными особенностями дошкольников. К традиционным методам, реализующие нравственное воспитание относятся беседа, убеждение, побуждение, вызывание сочувствия и сопереживания, наказание и поощрение. Все эти методы реализуются через определенные средства нравственного воспитания такие, как игра, сказка, творческое задание, трудовая деятельность, природа, общение со сверстниками и взрослыми, коллективизм.

В свою очередь методы и средства могут классифицироваться и подразделяться на различные группы. В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания : организацию практического опыта общественного поведения (Средства - показ действия,приучение,, пример взрослого, других детей, организация деятельности) и методы, направленные на формирование нравственных представлений (Средства - чтение художественной литературы, беседы,, рассматривание и обсуждение картин) Еще один педагог В. И. Логинова объединяет методы нравственного воспитания в три группы, классификация которой во многом похожа на классификацию М. И. Шаровой и Е. Д. Беловой. Стоит отметить, что группы методов, которые выделяют разные авторы очень схожи по функциям, содержанию и целям, однако, средства могут быть разными. Каждый педагог для реализации задач нравственного воспитания выбирает себе ту классификацию, с которой ему удобнее работать. Автор включает и в ту и в другую группу еще такие методы и средства, как убеждение, поощрение и наказание, а так же положительный пример поступка взрослого, другого ребенка, героя произведения и самого ребенка в прошлом и настоящем.

Таким образом, в сложном педагогическом процессе по формированию нравственной направленности личности дошкольника педагоги должны применять большое количество разнообразных методов, приемов и средств, которые должны учитывать возрастные и психологические особенности детей, деятельность, в которой на данный момент реализуется нравственное воспитание, определенный этап развития нравственных норм и чувств у детей.

Методы и средства выступают в тесной взаимосвязи педагогического процесса, что позволяет одним реализовываться в процессе других. Все вышеперечисленные средства и методы должны быть доступными для понимания ребенка, легко применяться на практике в процессе обучения и повседневной жизни, причем важно не только их применять в условиях детского сада, но и дома.

Через нравственное воспитание решаются глобальные задачи, затрагивающие весь процесс воспитания и обучения дошкольников. Такая позиция определяется, как главная цель российского образования через "Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России".

Важным составляющим при решении данной цели является организация нравственного воспитания в условиях дошкольной организации. Как мы уже отмечали, важно включать детей в разнообразные виды деятельности, учить общаться со сверстниками и взрослыми, рассуждать о нравственных поступках и качествах, знакомить с примером хорошего и плохого поведения героев литературных произведений, а так же подключать в этот процесс всю семью воспитанников. Через определенную систему методов и средств педагог способен правильно организовать полноценный процесс нравственного становления личности, который даст положительные результаты нравственного воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

Игра как средство нравственного воспитания дошкольников «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников» Выступление на педчасе Подготовила и провела: Воспитатель: Семейкина.

Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.

Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников «Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников» План доклада: 1. Понятие «народная сказка» 2. Роль.

Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.

Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто.

Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» В. А. Сухомлинский Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие.

Сказка как средство нравственного воспитания младших дошкольников У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются.

Средства и методы нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация задач нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 17:36
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация задач нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гузь (УИ 308900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД