Анна Гузь
Реализация задач нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие нравственного воспитания определяется в исследованиях учёных как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственных чувств, норм и правил поведения в соответствии с идеалами и принципами морали общества, в котором оно находится. По определению Марьенко И. С. нравственность - это неотъемлемая сторона личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение личностью существующих правил, норм, принципов поведения, выражающееся в отношении к Родине, коллективу, обществу, людям, к себе самому, труду и т. д. [1, 104]. Григорович Л. А. считал, что нравственное воспитание - это личностная характеристика, объединяющая качества и свойства: доброту, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [2, 104].
Публикация «Реализация задач нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Главная особенность нравственного воспитания, на наш взгляд, заключается в соблюдении моральных норм и правил добровольно, и должно полностью зависеть от внутренних потребностей и мотивов человека. Основным наказанием за несоблюдение морали является осуждение, как со стороны общества, так и свое личное внутреннее осуждение.
В дошкольном возрасте основное внимание обращается в рамках нравственного воспитания на послушание, что позволяет постепенно прививать ребенку осознанное стремление к дисциплине и ответственности. Это закрепляется в различных видах деятельности в процессе общения через создание искусственных ситуаций, в которых дети накапливают практический опыт поведения в обществе.
Нравственное воспитание дошкольников предполагает усвоение моральных норм и приобретение нравственного опыта. В процессе нравственного воспитания формируется понятие любви к Родине, бережное отношение к окружающему ребёнка миру, гражданская позиция, а так же уважительное и доброжелательное отношение к людям. Особую роль нравственному воспитанию уделял в своих исследованиях педагог-новатор прошлого века Сухомлинский В. А., который определял его как постоянное духовное обогащение педагога и ребенка. Педагог считал, что "упустить младший возраст - значит упустить все" [8].
По мнению многих ученных, родители и педагоги должны делать акцент на моральных оценках и суждениях, в процессе которых формируется система ценностей. Благодаря этому дети начинают понимать разницу между хорошими и плохими поступками.
Важное условие успешного нравственного воспитания - высокая активность в процессе взаимоотношений между взрослыми и детьми, которые основываются на уважении к личности дошкольника и любви. Важно в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок положительно относился к окружающим его людям. Создание благоприятных условий для нравственного развития дошкольников позволяет детям доверчиво относиться к взрослому и детскому коллективу детского сада, он ощущает постоянную заботу и поддержку.
Важно строить так воспитательно-образовательный процесс, чтобы педагог и родители, руководящие деятельностью ребенка, организовали самостоятельное воспитание путем включения его в самостоятельное решение нравственных вопросов и преодоление сложных ситуаций через положительные поступки.
По мнению Островской Л. Ф. в нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, которые повседневно окружают ребенка [3, 72]. Взрослые должны показывать положительные примеры, потому что видя и слыша отрицательные поступки, у ребенка так же откладывается в сознании и вредит его нравственности.
Результатом нравственного воспитания является формирование целостной личности, в которой заключаются в единстве сознание, нравственные чувства, совесть, привычки, общественно правильное поведение. В возрасте от 3 до 7 лет ребенок приобретает основной, первоначальный опыт поведения, отношения к окружающим его людям. Поэтому на данном этапе развития ребенка важно правильно поставить задачи нравственного воспитания в соответствии с теми идеалами и ценностями, которые приняты в обществе. Целью нравственного воспитания дошкольников является формирование определенного набора нравственных качеств, таких как, гуманность и трудолюбие.
На основе этой цели выдвигаются задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на:
1 – формирование сознания нравственного поведения, суждения, оценки в соответствии с нормами морали, принятой в обществе;
2 – формирование нравственного воспитания и нравственных чувств, которые построены на уважении и патриотизме к Родине, развитии гуманизма, коллективизма и т. д. ;
3 – формирование нравственных качеств и привычек в соблюдении норм этики, уважении к любому результату труда, культуры старшему поколению и т. д. ;
4 – воспитание волевых качеств и свойств личности.
В ФГОС ДО поставлена задача воспитания на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи и общества, которая предполагает ее решение в основной образовательной программе детского сада [7].
При реализации данного процесса, педагогу необходимо знать задачи нравственного воспитания, решение которых он должен осуществлять в своей повседневной работе. Примерная общеобразвательная программа под ред. Н. Е. Вераксы предполагает решение задачи следующие :
1 - формирование у дошкольников ответственности за поведение, элементов самоконтроля.
2 - формирование дисциплинированности, самостоятельности;
3-развитие патриотизма, интернационализма, гражданственности;
4 - формирование коллективных отношений;
5 - обогащение и развитие чувств, формирование способности ими управлять;
6 – формирование уважения к взрослым.
Содержание нравственного воспитания дошкольника включает в себя :
воспитание гуманности, коллективизма, начал гражданственности и патриотизма, формирование трудолюбия [21].
Если говорить о воспитании гуманности, то у дошкольников оно проявляется в виде развития таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание.
Воспитание коллективизма подразумевает формирование положительных, доброжелательных и коллективных взаимоотношений, где главной функцией дошкольного коллектива является воспитывающая. С помощью воспитания начал гражданственности и патриотизма развиваются такие глубокие нравственные чувства, как любовь к Родине, к родному дому, краю. При реализации содержания нравственного воспитания в условиях дошкольного возраста необходимо соблюдать условия, которые будут эффективнее влиять на данный процесс. К ним относятся:
• взаимодействие ДОО с семьей;
• включение дошкольников в виды деятельности, способствующие нравственному воспитанию;
• учет индивидуальности детей;
• организация воспитательного процесса по формированию культуры поведения.
Методы нравственного воспитания определяются целью, содержанием и возрастными особенностями дошкольников. К традиционным методам, реализующие нравственное воспитание относятся беседа, убеждение, побуждение, вызывание сочувствия и сопереживания, наказание и поощрение. Все эти методы реализуются через определенные средства нравственного воспитания такие, как игра, сказка, творческое задание, трудовая деятельность, природа, общение со сверстниками и взрослыми, коллективизм.
В свою очередь методы и средства могут классифицироваться и подразделяться на различные группы. В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания : организацию практического опыта общественного поведения (Средства - показ действия,приучение,, пример взрослого, других детей, организация деятельности) и методы, направленные на формирование нравственных представлений (Средства - чтение художественной литературы, беседы,, рассматривание и обсуждение картин) Еще один педагог В. И. Логинова объединяет методы нравственного воспитания в три группы, классификация которой во многом похожа на классификацию М. И. Шаровой и Е. Д. Беловой. Стоит отметить, что группы методов, которые выделяют разные авторы очень схожи по функциям, содержанию и целям, однако, средства могут быть разными. Каждый педагог для реализации задач нравственного воспитания выбирает себе ту классификацию, с которой ему удобнее работать. Автор включает и в ту и в другую группу еще такие методы и средства, как убеждение, поощрение и наказание, а так же положительный пример поступка взрослого, другого ребенка, героя произведения и самого ребенка в прошлом и настоящем.
Таким образом, в сложном педагогическом процессе по формированию нравственной направленности личности дошкольника педагоги должны применять большое количество разнообразных методов, приемов и средств, которые должны учитывать возрастные и психологические особенности детей, деятельность, в которой на данный момент реализуется нравственное воспитание, определенный этап развития нравственных норм и чувств у детей.
Методы и средства выступают в тесной взаимосвязи педагогического процесса, что позволяет одним реализовываться в процессе других. Все вышеперечисленные средства и методы должны быть доступными для понимания ребенка, легко применяться на практике в процессе обучения и повседневной жизни, причем важно не только их применять в условиях детского сада, но и дома.
Через нравственное воспитание решаются глобальные задачи, затрагивающие весь процесс воспитания и обучения дошкольников. Такая позиция определяется, как главная цель российского образования через "Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России".
Важным составляющим при решении данной цели является организация нравственного воспитания в условиях дошкольной организации. Как мы уже отмечали, важно включать детей в разнообразные виды деятельности, учить общаться со сверстниками и взрослыми, рассуждать о нравственных поступках и качествах, знакомить с примером хорошего и плохого поведения героев литературных произведений, а так же подключать в этот процесс всю семью воспитанников. Через определенную систему методов и средств педагог способен правильно организовать полноценный процесс нравственного становления личности, который даст положительные результаты нравственного воспитания дошкольников.