Лучший педагог года

Семинар для воспитателей «Готовность детей к школе»

Зинаида Скляренко
Семинар для воспитателей «Готовность детей к школе»

Семинар "Готовность детей к школе".

Ход семинара

1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».

Публикация «Семинар для воспитателей „Готовность детей к школе“» размещена в разделах

2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)

3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:

морфофункциональный (психофизиологический);

социальный;

психологический.

Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.

Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.

Социальная готовность ребенка к школе

Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.

Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:

умение выстраивать отношения со взрослыми;

умение взаимодействовать со взрослыми;

принятие помощи взрослого;

умение взаимодействовать со сверстниками;

умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;

умение самостоятельно принимать решения;

умение сдерживать и контролировать свое поведение.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:

мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);

интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);

эмоционально-волевая сфера.

Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.

5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»

(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);

-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»

(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);

- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»

(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).

6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.

БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ

ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ

ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ

ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ

ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ

ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ

БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ

Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.

Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.

Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).

- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.

Семинар "Готовность детей к школе".

Ход семинара

1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».

2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)

3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:

морфофункциональный (психофизиологический);

социальный;

психологический.

Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.

Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.

Социальная готовность ребенка к школе

Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.

Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:

умение выстраивать отношения со взрослыми;

умение взаимодействовать со взрослыми;

принятие помощи взрослого;

умение взаимодействовать со сверстниками;

умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;

умение самостоятельно принимать решения;

умение сдерживать и контролировать свое поведение.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:

мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);

интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);

эмоционально-волевая сфера.

Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.

5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»

(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);

-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»

(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);

- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»

(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).

6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.

БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ

ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ

ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ

ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ

ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ

ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ

БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ

Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.

Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.

Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).

- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.

Семинар "Готовность детей к школе".

Ход семинара

1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».

2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)

3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:

морфофункциональный (психофизиологический);

социальный;

психологический.

Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.

Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.

Социальная готовность ребенка к школе

Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.

Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:

умение выстраивать отношения со взрослыми;

умение взаимодействовать со взрослыми;

принятие помощи взрослого;

умение взаимодействовать со сверстниками;

умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;

умение самостоятельно принимать решения;

умение сдерживать и контролировать свое поведение.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:

мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);

интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);

эмоционально-волевая сфера.

Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.

5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»

(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);

-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»

(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);

- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»

(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).

6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.

БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ

ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ

ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ

ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ

ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ

ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ

БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ

Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.

Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.

Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).

- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Готовность детей к школе»
Опубликовано: 13 мая 2021 в 15:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД