Зинаида Скляренко
Семинар для воспитателей «Готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар "Готовность детей к школе".
Ход семинара
1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».
Публикация «Семинар для воспитателей „Готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)
3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:
морфофункциональный (психофизиологический);
социальный;
психологический.
Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.
Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.
Социальная готовность ребенка к школе
Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.
Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:
умение выстраивать отношения со взрослыми;
умение взаимодействовать со взрослыми;
принятие помощи взрослого;
умение взаимодействовать со сверстниками;
умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;
умение самостоятельно принимать решения;
умение сдерживать и контролировать свое поведение.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:
мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);
интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);
эмоционально-волевая сфера.
Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.
5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:
- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»
(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);
-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»
(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);
- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»
(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).
- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»
(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).
6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.
БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ
ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ
ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ
ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ
ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ
ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ
БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ
СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ
Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.
Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.
Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).
- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.
Семинар "Готовность детей к школе".
Ход семинара
1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».
2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)
3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:
морфофункциональный (психофизиологический);
социальный;
психологический.
Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.
Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.
Социальная готовность ребенка к школе
Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.
Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:
умение выстраивать отношения со взрослыми;
умение взаимодействовать со взрослыми;
принятие помощи взрослого;
умение взаимодействовать со сверстниками;
умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;
умение самостоятельно принимать решения;
умение сдерживать и контролировать свое поведение.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:
мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);
интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);
эмоционально-волевая сфера.
Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.
5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:
- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»
(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);
-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»
(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);
- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»
(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).
- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»
(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).
6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.
БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ
ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ
ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ
ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ
ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ
ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ
БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ
СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ
Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.
Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.
Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).
- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.
Семинар "Готовность детей к школе".
Ход семинара
1 .Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем говорить о готовности ребенка к школе. Тема нашего семинара : «Формирование у детей психологической готовности к школе. Мотивационный аспект школьной зрелости». Наш семинар хочу начать высказыванием Л. А. Венгера «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться».
2. Когда вы приходите на какое- то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», прикрепите пожалуйста, к этому дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники пишут и озвучивают свои ожидания от семинара- практикума и прикрепляют их к дереву.)
3. А сейчас я вам предлагаю выполнить (анонимно) тест, который называется «Опытный воспитатель». Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
4. Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:
морфофункциональный (психофизиологический);
социальный;
психологический.
Каждый компонент в свою очередь делится на ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.
Морфофункциональная готовность - это уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Основные показатели морфофункциональной готовности : состояние здоровья, развитие анализаторов, нейродинамические свойства, развитие мышечного аппарата, работоспособность, утомляемость.
Социальная готовность ребенка к школе
Социальная готовность – это потребность ребенка в социальном взаимодействии при условии сформированности коммуникативных функций.
Критерии социальной зрелости будущих первоклассников:
умение выстраивать отношения со взрослыми;
умение взаимодействовать со взрослыми;
принятие помощи взрослого;
умение взаимодействовать со сверстниками;
умение находить конструктивный выход из сложившейся ситуации;
умение самостоятельно принимать решения;
умение сдерживать и контролировать свое поведение.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школе включает в себя 3 сферы сформированности определенных навыков, необходимых будущему первокласснику в учебной деятельности:
мотивационная сфера (мотив обучения, интерес к школе, внутренняя позиция будущего первоклассника);
интеллектуальная сфера (внимание, восприятие, мышление, память, речь);
эмоционально-волевая сфера.
Я хочу более подробно остановиться на мотивационной сфере готовности к школе. Мотивационная готовность- положительное отношение к школе и желание учиться. Сформированность школьной мотивации включает : наличие познавательных интересов, понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности, минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным элементам) деятельности. К сожалению, иногда, источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что- либо делать, в первую очередь нужно подумать не как заставить, а как заинтересовать.
5. А сейчас, мы с вами будем читать наиболее распространенные фразы (негативные, которые дети часто слышат от родителей и педагогов, и обсудим к чему они могут привести, а затем заменим их положительными:
- «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником»
(ребенок утрачивает веру в себя, желание ходить в школу, возникает чувство неуверенности);
-«Только попробуй мне сделать ошибки в задании!»
(прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др);
- «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»
(на ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).
- «Алеша, я боюсь, что учителя будут относиться к тебе слишком строго, а одноклассники обижать. Ты у меня такой ранимый!»
(способствует появлению страхов, снижению самооценки у ребенка).
6. А сейчас, я вам предлагаю тест «Кому что подходит?», который вы можете проводить со старшими дошкольниками. Его цель: оценка эмоционального отношения ребенка к школе. Вам нужно будет разложить карточки с написанными на них словами : одну карточку положить в портфель, другую в коробку с игрушками.
БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ ВЗРОСЛЫЙ- ДЕТСКИЙ
ВЕСЕЛЫЙ- ГРУСТНЫЙ БЫСТРЫЙ- МЕДЛЕННЫЙ
ЧИСТЫЙ- ГРЯЗНЫЙ СЛАДКИЙ- ГОРЬКИЙ
ГЛАДКИЙ- КОЛЮЧИй БОЛЬНОЙ- ЗДОРОВЫЙ
ТЕПЛЫЙ- ХОЛОДНЫЙ АКТИВНЫЙ- ПАССИВНЫЙ
ДОБРЫЙ- ЗЛОЙ СМЕЛЫЙ- ТРУСЛИВЫЙ
БОДРЫЙ – УСТАЛЫЙ СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ
СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ
Если из 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебой- это говорит об общем положительном отношении к школе.
Интеллектуальная готовность- это соответствующее умственное развитие для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Это прежде всего развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; развитие мелкой моторики.
Эмоционально- волевая готовность- развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость (контролировать свое поведение).
- А сейчас я раздам вам памятки (для размещения в уголках для родителей (в старших группах) с рекомендациями по развитию каждого из компонентов школьной готовности.