Елена Шобанова
Семинар для родителей «Родительское внушение»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вступление педагога
Если с раннего детства ребенку внушать определенные словесные формулы, то к тому моменту, как он вырастет, они будут прочно вплетены в его самооценку.
Как правило, родители передают своим детям именно те словесные формулы, которые им когда-то были переданы их родителями, добавляя, конечно, что-то и из своего опыта. И это вполне естественно: ведь можно научить другого только тому, что умеешь сам.
2. Педагог предлагает родителям порассуждать об особенностях поведения людей в типичных ситуациях:
Публикация «Семинар для родителей „Родительское внушение“» размещена в разделах
• Многие люди пытаются похудеть. Почему, несмотря на эти многочисленные попытки, некоторые так и не смогли этого сделать?
• Отчего некоторые взрослые люди часто провоцируют вокруг себя массу конфликтов, сами того не желая?
• Как так происходит, что умные и сообразительные сотрудники не всегда становятся «у руля» компании, а посредственные и недалекие – легко пробиваются в начальство?
• А бывает ли так, что когда вам необходимо начать важное дело, вы вдруг вспоминаете о невымытой посуде, интересной телепередаче или срочной уборке квартиры?
• Бывает ли так, что вы без проблем подбираете подарки для своих близких, но вот выбрать что-нибудь в магазине для себя – неразрешимая задача?
Для того чтобы понять причину этих и многих других похожих ситуаций, нужно ответить на важные вопросы.
3. Знакомы ли вам такие фразы:
• Горюшко ты мое…
• Когда ж ты, наконец, поумнеешь (вырастешь, выздоровеешь?
• За что мне такое наказание?
• Мне не нужен такой плохой ребенок и др.
Часто ли вы в детстве слышали такие слова?
Часто ли вы говорите их своему ребенку?
Эти и подобные выражения психологи называют родительскими директивами и считают их очень опасными. А какую опасность они представляют, нам расскажет психолог.
4. Выступление педагога-психолога:
Скрытый смысл такой директивы – облегчить себе управление ребенком путем возбуждения в нем хронического чувства базисной вины. За неисполнение этих скрытых приказаний дошкольник расплачивается обычно косвенно – собственным чувством вины перед родителями. Основные директивы ребенок получает до 6 лет, а звучат эти приказы в его голове на протяжении почти всей жизни. И проблема состоит не в количестве подобных указаний, а в том содержании, которое они передают ребенку.
А как продолжает жить эта директива в душе взрослого человека? Она может давать о себе знать через ощущение никчемности своего существования, стремление постоянно доказывать себе, что я «что-то значу», глубинное неверие в то, что «меня можно полюбить», постоянное подспудное ощущение собственной «плохости», а также через стремление к вредным привычкам.
Что же делать? К сожалению, полностью избежать родительских директив в воспитании детей практически невозможно. Главное, чтобы мы сами освободились от влияния директив, высказанных нам нашими родителями, и по возможности оградили своих детей от собственных подобных указаний.
Именно поэтому нельзя говорить: «Ты мне такой не нужен»; «Я из-за тебя не успела…»; «Ты не дал мне сделать то, что я хотела» и т. п.
Можно говорить, например:
«Я беспокоилась о тебе (бросила работу, не написала диссертацию, но ты в этом нисколько не виноват»; «Я волнуюсь по поводу твоего здоровья, потому что люблю тебя, я твоя мама (папа, бабушка). Когда ты сам будешь взрослым, ты будешь любить своих детей и беспокоиться о них».
Все «правильные» формулировки придут сами собой, если вы примете самого себя как человека, как взрослого, как родителя!
5. Упражнение «Делайте и не делайте» :
Педагог-психолог зачитывает фразы из набора «Делайте!» и предлагает показать в парах примеры родительско-детского взаимодействия :
• Как можно чаще радуйтесь Вашему малышу.
• Занимаясь уборкой, приготовлением обеда или другими делами, напевайте что-нибудь.
• Когда малыш может Вас слышать, чаще разговаривайте вслух сами с собой.
• Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, то начните «параллельный разговор», т. е. комментируйте его действия.
• Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
• Когда ребенок разговаривает с Вами, слушайте его внимательно и сочувственно.
• Говорите с малышом медленно и короткими фразами.
• В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
• Все Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
• Старайтесь читать ребенку каждый день.
• Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, поощряйте игры с другими детьми.
• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы Вам рассказать.
• Помогите выучить ребенку его имя и фамилию, имена и отчества воспитателей.
• Установите четкие требования к ребенку, но помните, что запретов не должно быть слишком много.
• Будьте терпеливы и не теряйте чувства юмора.
Педагог-психолог показывает мультимедиа презентацию «Не делайте!»
• НЕ ПЕРЕБИВАЙТЕ ребенка, не говорите ему, что Вы все уже поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончит рассказывать, - другими словами, не дайте ребенку заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
• НЕ ЗАДАВАЙТЕ ребенку слишком много вопросов.
• НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ делать его то, к чему он еще не готов.
• НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ребенка делать что-либо, если он вертится, устал или расстроен, лучше поиграйте вместе с ним.
• НЕ ТРЕБУЙТЕ сразу слишком многого: пройдет еще не мало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату.
• НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСТОЯННО ПОПРАВЛЯТЬ ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!».
• НЕ КРИТИКУЙТЕ ребенка в присутствии других детей и взрослых.
• НЕ СРАВНИВАЙТЕ своего ребенка с другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
• НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
• НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ для ребенка множество правил: он перестает их замечать.
• НЕ ОЖИДАЙТЕ от ребенка понимания всех логических связей, всех Ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
• НЕ ЛИШАЙТЕ ребенка своего тепла и участия.
6. Обсуждение итогов работы семинара.