Елена Мясникова
Семинар для педагогов «Развитие коммуникативных качеств речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход семинара
1. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте-здравствуйте! А что люди делают при встрече? Правильно, здороваются. Сейчас мы поиграем в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом:
- правая рука к правой руке!
- нос к носу!
- спина к спине!
Публикация «Семинар для педагогов „Развитие коммуникативных качеств речи педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2018
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь игра усложняется. Если я скажу: "Друг к дружке!", вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга.
Итак:
Друг к дружке!
Ухо к уху!
Бедро к бедру!
Пятка к пятке!
Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка».
- От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
- Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности.
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
2. Теоретическая часть.
Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.
Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля: «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»
То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.
Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?
А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
А что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.
Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.
Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).
Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) Способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Правила речевой культуры педагога :
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. Е. Уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Но, на этом наш семинар не заканчивается! Я хочу с вами чуть - чуть поиграть.
3. Практическая часть.
Задание 1. Подскажите слово.
Каждой команде по очереди добавить слово, продолжить диалог:
1 команда
Кошка мяукает, а воробей (чирикает)
Соль в солонке, а масло…. (масленке)
У лошади хвост лошадиный, а у собаки. (собачий)
У ребенка рука, а у куклы (рука)
Медведь спит в берлоге, а волк (не спит)
У кошки котята, а у слонихи…. (слонята)
Корова мычит, а собака (лает)
Я работаю в детском саду №6, а Вы…
Цыпленок желтый, а курица (белая, рыжая)
Курица кудахчет, а утка (кряхчит)
2 команда
Заяц пушистый, а слон (гладкий)
У коровы рога, а у козленка…. (рожки)
У голубя перья, а у лисы (шерсть)
Воробей маленький, а орел (большой)
У зайчихи зайчонок, а у индейки (индюшонок)
Клест – зимующая птица, а лебедь (перелетная)
Олень – рогатый, а волк (ушастый)
Воробей чирикает, а ворона (каркает)
Сокол летает, а страус (бегает)
У белки дупло, а у лисы. (Нора)
Задание 2. Найдите похожие по звучанию слова:
Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
1 команда.
Врач – мяч,
Спички – синички,
Значок – крючок,
Ключи – кирпичи,
Стол – пол,
Халат – салат,
Елка – иголка,
Белка – стрелка,
2 команда
Зайцы – пальцы,
Яйцо – крыльцо,
Огурец – продавец,
Дворец – певец,
Пирог – творог,
Ворона – корона,
Топор – забор,
Нора – дыра.
Задание 3. Произнесите слова с правильным ударением:
1 команда –досуг, документ, искра, кашлянуть, облегчить, предложить, алфавит, баловать, договор, звонишь, завидно, красивее, каталог, квартал
2 команда - водопровод, обеспечение, торты, ходатайство, жалюзи, свёкла, столяр, облегчить, премировать, включим, средства, принудить, оптовый, щавель.
Пословицы и поговорки
Задание 4. Исправьте ошибки в пословицах. Найти ошибку и исправить.
1 команда
После драки много хромых (Храбрых).
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
Пришел, увидел, купил (Победил).
У каждого своя голова на шее (Плечах).
2 команда
Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
На всякий урок (час) ума не напасешься.
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
Задание 5: Вспоминаем требований к речи педагога ДОУ
Игра «Загадочный букет»
Воспитатели берут по одному определению из цветка розы, читать и определять, о каком компоненте речи идёт речь.
Например, я буду читать определение, а вы будете называть.
Например: 1.…. соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.
1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи
7. Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.
Для того, чтобы легче запомнить все 7 компонентов речи, я нашла стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь.
Стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи.
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко!
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло!
Ведь радуга, как речь, игрива,
Спонтанна, звучна и проста,
И удивительна красива
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая?
Ведь от неё поёт душа!
Мой стих приобретёт известность,
И в этом есть свой толк, уместность!
Спасибо всем за нашу встречу,
За семинар «Культура речи!»
Получилась необычная картина, из которой понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда наша речь и речь наших воспитанников будет грамотна.
Культура речи!
Солнце – это воспитатель (Солнце)
Он творец красивой речи,
Освещая путь детишкам (фото детей)
Лучики бегут навстречу.
Облака для нас – общение. (Облака)
В них своё хитросплетение.
Это поза, жесты, взгляд (Капельки)
Слово, мимика, контакт
И прикосновения,
Вера, уважение!
Речь, что грамотна, чиста,
Выразительна, проста!
Солнце капелек коснулось.
Что за чудо-красота?
Засияла речь игриво.
Появилась радуга. (Радуга)
Тучки тёмные – ошибки. (Тёмные тучки)
Они есть и их немного.
Будем исправлять все дружно,
И светла будет дорога!
Чтоб гордились русской речью
От могущества и силы.
Но, а знания о речи
Только радость приносили!
Всем спасибо!