Ирина Потапова
Семинар «Организация двигательной активности на занятиях и прогулке»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Организация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
Цель семинара : повторить методику физического воспитания, проанализировать двигательную деятельность детей, выявить недостатки в решении задачи организации двигательной активности, наметить перспективу и меры улучшения работы по физическому воспитанию.
Публикация «Семинар „Организация двигательной активности на занятиях и прогулке“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.
Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т. к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гар-моничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей :
- чередование активной и пассивной деятельности;
- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;
- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.
Специ-алисты выделяют:
- малую подвижность и частые периоды бездействия у детей;
- большую подвижность с высокой интенсивностью движений, однообразие или трафаретность движений, их бесцельность;
- отсутствие творчества в двигательной деятельности.
Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество.
Для того чтобы обеспечить достаточную двигательную деятельность детей, рекомендуется закрепление специального времени для этого (утренняя, дневная, вечерняя прогулки, физкультурные паузы между занятиями и др., а также многофункциональное использование помещений ДОУ для увеличения двигательного компонента в режиме дня.
Часть вторая. Практическая
На время практикума педагоги разбиваются на две команды «Здоровячки» и «Бодрячки». Обеим командам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.
Работа организуется таким образом :
Первый этап: каждый педагог записывает задачи самостоятельно, потом советуется с соседом.
Второй этап: задание анализирует вся команда, внося необходимые коррективы.
Третий этап: команды, оставляя листы на месте, сами меняются местами и анализируют записи своих соперников.
Работа проводится в течение 15 минут. После этого следует проверка, в которой участвуют все педагоги. В результате совместной работы педагогами формулируются задачи физического воспитания.
Задачи физического воспитания
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь, волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать, формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).
Вопросы для команды «Здоровячки»
1. Что входит в самостоятельную двигательную деятельность? (2 мин)
Ответ: организация детьми подвижных игр, физических упражнений, игр-эстафет.
2. Какие условия необходимы для проведения организованной деятельности? (2 мин.)
Ответ: наличие пособий, оборудованного места, педагога организатора.
3. Какие приёмы организации и руководства вы используете для самостоятельной двигательной деятельности (2 мин.)
• Ответ: создание благоприятной обстановки для физ. упражнений, попытки страховки товарищей, поощрение двигательного творчества (сочинение новых комбинаций, поддержание интереса к самостоятельной организации подвижныхигр, комплексов ОРУ и ОВД, организаторские способности.
4. Привести тексты физминуток. Команды поочереди читают физминутки (2 мин.). Провести физминутку со своей командой.
5. Перечислите не менее 10 видов ходьбы, изучаемые в ДОУ.
Ответ: ходьба на носках, пятках, на наружных сторонах стоп, широким шагом, приставным, скрестным, в полуприседе, в приседе, с выпадом вперед, с различными исх. положениями, парами, змейкой, врассыпную, гимнастическая ходьба.
6. Докажите, что такие упражнения трудны или нежелательны по каким-то причинам для детей дошкольного возраста:
• прыжки в глубину с большой высоты
(может быть сотрясение, вывих голеностопного сустава, травма внутренних органов);
• длительное сидение на корточках
(сдавливание кровеносных сосудов, если очень долго — отмирание конечностей).
7. Определить: умение это или навык. Почему?
Ребёнок быстро поднимается вверх по гимнастической стенке, не пропуская реек, опускается медленно, останавливается, приставляя ногу. (1 мин.) Ответ: умение
8. Составить график организованной двигательной деятельности на день в подготовительной группе, рассказать (3 мин.)
9. Педагогическая задача:
Воспитатель старшей группы на утренней гимнастике все упражнения выполняла вместе с детьми от начала до конца. Правильно ли поступила воспитатель? Как нужно было сделать? (1 мин.)
Ответ: напоминать последовательность упражнений.
10. Назвать народную игру, приемлемую для старших дошкольников, её цель, содержание, основные виды движения. Поиграть.
Вопросы для команды «Бодрячки»
1. Что входит в организованную двигательную деятельность? (2 мин)
Ответ: занятия, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, досуг, праздники.
2. Какие условия нужны для самостоятельной двигательной активности? (2 мин.)
Ответ: наличие пособий, систематическое обновление и расположение их.
3. Какие методы и приемы организации и руководства вы используете для организованной двигательной деятельности? (2 мин.)
Ответ: словесные методы: название упражнения, описание, объяснение, указания, наглядные : показ физкультурных упражнений, использование наглядных пособий (рисунок, фото, имитация, зрительные ориентиры, звуковые сигналы, помощь;практические : повторение упражнений, проведение упр. в игровой форме, в соревновательной форме.
4. Привести тексты физминуток. Команды поочереди читают физминутки (2 мин.). Провести физминутку со своей командой.
5. Перечислите не менее 10 видов бега, изучаемые в ДОУ.
Ответ: обычный бег, на носках (мл., с высоким подниманием колен (мл., бег по холмистой местности (на горку, бревно,спиной вперед, боком (ст., змейкой (мл. ,по кругу (мл., врассыпную, в разном темпе (мл. ,бег на скорость, челночный (ср.)
6. Доказать, что такие упражнения трудны и нежелательны по каким-то причинам для детей дошкольного возраста. (1 мин.)
• Метание только одной рукой
Ответ: неравномерное развитие правой и левой частью туловища.
• Катание на санках младшим ребёнком старшего.
Ответ: только младший + младший.
7. Определить умение или навык. Почему? (1 мин)
«Ребёнок долго примеривается перед тем, как перепрыгнуть через ручей, затем сильно взмахнув руками, перепрыгивает, приземляясь перекатом с пятки на всю ступню»
Ответ: умение — приземление перекатом с пятки на носок, взмах руками вверх и одновременное выпрыгивание.
8. Составить график организованной двигательной деятельности на день в средней группе. Рассказать (3 мин.)
9. Педагогическая задача. (1 мин.)
«На утренней гимнастике в младшей группе воспитатель проводила упражнения с гимнастическими палками. Перед выполнением каждого упражнения она объясняла и показывала его, с заданием дети справились плохо. После гимнастики были возбуждены». Как психологически обосновать состояние детей? Почему дети плохо справились с заданием?
Ответ: гимнастические палки в младшей группе не даются. На гимнастику выносятся знакомый комплекс, объяснять не нужно.
10. Назвать народную игру, приемлемую для старших дошкольников, её цель, содержание, основные виды движения. Поиграть.
Дополнительные вопросы (Очко получает команда, первая давшая правильный ответ).
Чем отличаются команды от распоряжений? (1 мин.) Ответ: команда произносится четко и делится на предварительную и исполнительную часть. (на месте шагом –предв., марш-исполнит.) Распоряжение — просьба ( ее формулирует сам воспитатель: «К окну поворот», но подается также в повелительной форме.
Педагогические задача:
• Какой дидактический принцип нарушен?
«На прогулке в младшей группе воспитатель обучает ребёнка прыжкам через короткую скакалку. Ребёнок перекладывает скакалку редко, подпрыгивает на месте часто. Воспитатель многократно показывает, объясняет, малыш сначала отказывается прыгать, а потом совсем уходит»
Ответ: обучение прыжкам через короткую скакалку начинается со второй половины года в средней группе (принцип доступности).
Жюри подводит итоги
Итог: Лозунг “Движение — это жизнь” известен всем, и никто не решится его оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее настроение».