Татьяна
Семейный экологический проект «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 с Ейское Укрепление
Семейный экологический проект : «Земля – наш общий дом» в подготовительной группе
Воспитатель :
Фоменко
Татьяна Михайловна
2019год
Семейный экологический проект в подготовительной к школе группе
«Земля - наш общий дом»
Публикация «Семейный экологический проект „Земля — наш общий дом“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Планета Земля - наш дом
- Подготовительная группа
- Проекты
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Сроки проведения проекта : краткосрочный
Автор проекта : Фоменко Татьяна Михайловна
Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема
Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познавательное развитие».
Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки и игровые моменты. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы проекта, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это, поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.
Актуальность
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) наставника,организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Это возможно сделать, объединив разные области познания.
Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города и края.
Задачи проекта :
Образовательные:
-формировать умение конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам; расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
-дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру;
-развивать умение анализировать и делать выводы;
- развивать наблюдательность;
- развивать творческое воображение;
- развивать любознательность, творческие способности;
-развивать ценностное отношение к миру природы, продуктивную деятельность детей;
Воспитательные :
-воспитывать у детей и родителей бережное отношение к объектам живой и неживой природы; навыки экологически безопасного поведения в природе; дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр познавательно- исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты проекта :
У детей:
- развит интерес к явлениям и объектам природы;
- сформированы элементарные экологические знания и культура
поведения в природе;
- понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным,
птицам, насекомым;
-Дети умеют проводить несложные опыты с объектами живой и неживой природы, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Родители:
-осознают необходимость экологического воспитания детей.
- повысили уровень экологической культуры;
Создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи
экологическому воспитанию дошкольников.
Содержание этапов проекта :
-подготовительный
-основной
-заключительный
Этапы проекта :
1 Подготовительный
1. Выбор и утверждение темы.
2. Определение целей и задач проекта.
3. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
4. Создание картотеки игр
5. Составление перспективно - тематического плана.
6. Проведение анкетирования с родителями, мониторинг познавательного развития детей.
7. Обеспечение условий для проведения проекта.
2 Основной
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ :
Дата Мероприятия Цель
1 1. Беседа «Наша кормилица -Земля». Приложение. стр. 2 Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
2. Экологические сказки : «Экологические сказки о воде». Приложение. стр. 12
3. Экологическая игра : «Юные экологи». Приложение. стр. 19
2 1. Игра-викторина «Знатоки природы». Приложение. стр. 21 Способствовать развитию нравственных качеств характера. Воспитывать чувство восхищения родной планетой, чувство принадлежности к сообществу землян.
2. Экологический опыт «Где спрятался воздух?». Приложение. стр. 39
3. Подвижные игры: «Земля, воздух,вода,огонь». Приложение. стр. 35
3 1. Дидактические игры: «Какая я птичка?». Приложение. стр. 19 Закрепить у детей представления о разнообразии животного и растительного мира Земли. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Раскрашивание: «Времена года».
3. Чтение художественной литературы: В. Н. Танасийчук «Экология в картинках». Приложение. стр. 13
4 1. Экспериментирование свойства материалов:«Горит - не горит». Приложение. стр. 31 Способствовать развитию нравственных качеств характера. Воспитывать чувство восхищения родной планетой, чувство принадлежности к сообществу землян.
2. Подвижные игры:«Охотники и зайцы». Приложение. стр. 35
3. Рисование: «Деревья зимой».
5 1. Беседа «Вода и её превращения». Приложение. стр. 3 Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
2. Просмотр с детьми короткометражного фильма
«Улыбка природы»
Беседа по его содержанию.
3. Экологическая игра : «Найди, о чем расскажу». Приложение. стр. 20
6 1. Экспериментирование с водой: «Растворится- не растворится». Приложение. стр. 31 Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян.
2. Чтение художественной литературы: Ю. Демянская «Дом Земли». Приложение. стр. 13
3. Беседа :«Мы -часть природы». Приложение. стр. 4
7 1. Рисование: «Птицы улетают на юг». Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян
2. Экологическая игра «Польза- вред». Приложение. стр. 20
3. Беседа: Наша «Красная Книга». Приложение. стр. 5
8 1. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Для чего нужны растения?». Приложение. стр. 33 Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
2. Обсуждение проблемных ситуаций «Мы- друзья природы»
3. Подвижные игры:«Лягушки и цапли». Приложение. стр. 36
9 1. Рассматривание альбомы: «Природа и я». Формировать навык коллективной работы. Вызвать эмоциональную отзывчивость при прослушивании песни «Пусть всегда будет солнце» Развивать творческие способности в художественной деятельности.
2. Аппликации: «Елочка».
3. Экологические сказки : «Экологические сказки о грибах». Приложение. стр. 14
10 1. Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от
мусора». Приложение. стр. 25 Уточнить и расширить представления детей о нашей родной земле, воспитывать чувство гордости, что люди берегут, охраняют уголки природы
2. Чтение художественной литературы: «Сказка о маленьком кедре» Приложение. стр. 15
3. Опытно-экспериментальная деятельность «Что происходит с мусором?». Приложение. стр. 33
11 1. Беседа: «Прозрачный невидимка» Приложение. стр. 7 Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания с окружающим миром; умение решать творческие задачи, правильно оценивать результаты своей деятельности.
2. Аппликации:«Подснежник».
3. Заучивание пословиц и поговорок. Приложение. стр. 16
12 1. Опытно-экспериментальная деятельность «Загрязнения почвы». Приложение. стр. 34 Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян
2. Заучивание наизусть: В. Орлов «Общий дом». Приложение. стр. 18
3. Нетрадиционные формы рисования: «Елочка» из риса
13 1. Беседа «Помогите птицам». Приложение. стр. 9 Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян
2. Аппликации: «Скворечник».
3. Экологическая операция : «Поможем птицам».
14 1. Дидактические игры: «Берегите природу». Закреплять знания детей о лекарственных растениях и приемах ухода за ними.
Углубить знания о свойствах растений.
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
Развивать мыслительную деятельность, память, речь.
2. КВН «Знатоки лекарственных трав». Приложение. стр. 27
3. Заучивание наизусть: П. Воронько «Журавль». Приложение. стр. 19
Работа с родителями
1. Оформление папки- передвижки «Планета земля»;
2. Исследовательская деятельность «Опыты в домашних условиях»;
3. Конкурс «Лучший опыт о защите планеты Земля»
4. Памятка для родителей «Берегите Землю!»;
5. Принять участие в выставке:«Мусорная фантазия»;
6. Принять участие в акции: «Поможем птицам»;
7. Выставка рисунков детей и родителей “ Мир глазами детей “;
8. Беседа «Я – пример для ребенка экологически безопасного поведения в природе»;
9. Памятка «Воспитание экологической культуры у дошкольников».
3 Заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта, внесение поправок, дополнений;
• Оформление материалов, подготовка отчётности.
Продукт проекта :
Результаты проекта :
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Земля – наш общий дом» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Используемая литература.
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А. И. Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002.