Ольга Субботина
Долгосрочный проект «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету».
Я. Аким
Введение
Актуальность. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью.
Публикация «Долгосрочный проект „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, недаром президент нашей страны объявил 2017 год годом экологии. Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Экологическое воспитание – это, прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода, а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Цель проекта : Формирование у детей экологических знаний, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Объект проекта : экологические знания и умения детей подготовительной группы.
Предмет проекта : Формирование экологической культуры к окружающему миру у детей 6-7 лет.
Гипотеза проекта : организация педагогической деятельности, направленная на формирование экологического воспитания у детей, правильных представлений о природе и ее взаимосвязях, положительного эмоционального отношения к окружающему будет способствовать развитию бережному отношению к природе и всему окружающему.
Экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
1) будет вестись систематическая работа на занятиях;
2) работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни.
Задачи :
формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними;
формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
вовлекать детей и их законных представителей в природоохранную деятельность;
формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать умения и навыки работы с природным материалом;
развивать умение сравнивать и анализировать, развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
знакомить с лекарственными травами московской области;
обогащать словарный запас детей;
развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;
охранять и укреплять здоровье детей;
воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
Участники проекта : дети подготовительной группы №6 МДОУ комбинированного вида №9 города Фрязино, Московской области; воспитатели группы, родители (законные представители).
Тип проекта : познавательно-иследовательский
Вид проекта : долгосрочный (1.02.2017-30.05.2017)
Формы реализации проекта :
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
Природоохранные акции.
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
комплексные занятия, конспекты НОД; тематическое планирование; консультации.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный – диагностический этап:
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной – практический этап:
проведение тематических, комплексных занятий; в повседневной жизни;
взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и их привлечение к реализации проекта;
изготовление эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности; целевые прогулки, экскурсии.
Заключительный этап:
-Мини-выставка продуктов детской деятельности.
- Фотомонтаж.
-Подведение итогов.
- Презентация проекта.
Ресурсное обеспечение проекта :
уголок экологии и экспериментирования в группе;
огород на окне;
паспорт комнатных растений;
методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарий развлечений и т. д.);
энциклопедические и справочные издания;
периодические издания;
опытные участки вокруг дошкольной образовательной организации, а также прилегающие к ним территории;
наглядные и раздаточные материалы;
подборка опытов и эксперементов «Опыты».
Проект построен в соответствии с ФГОС, с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.
Ожидаемые результаты:
1. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
2. Расширение знаний у детей о растительном и животном мире нашей республики.
3. Сформированность стремления к исследованию объектов природы.
4. Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
5. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
6. Научить грамотно защищать природу, сопереживать ее бедам и бороться за ее сохранение.
7. Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей.