Самитова Наталья
Семейный экологический проект «Природа, как мы — такая же живая»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа, как мы - такая же живая!»
Формирование экологической культуры у младших дошкольников реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них является семья. Это очень сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности всех членов семьи, образовательного учреждения, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка.
Публикация «Семейный экологический проект „Природа, как мы — такая же живая“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Семья является важнейшим элементом фундаментом. Именно в семье формируется активная жизненная позиция по отношению к окружающему миру, закладываются основные стереотипы поведения ребенка в природе, формируются ценностные ориентации.
Семья - главная опора для человека и его забота на протяжении всей жизни.
Немецкий гуманист И. В. Гете отмечал, что нет ничего страшнее невежества. Именно отсутствие необходимых экологических знаний и навыков, их несоответствие реальной ситуации, следствия вмешательства человека в естественные процессы, являются главной причиной экологического кризиса.
Поэтому надо уделять внимание семейному экологическому воспитанию. Всем известно, «ребенок учится всему, что видит у себя в дому». Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную микросоциоэкосистему, в которой все члены семьи реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой, при благоприятных условиях и умелых действиях.
В образовательной системе России функцию экологического воспитания традиционно «доверяют» школе, точнее, на учителей взваливают непомерный груз воспитания детей. Экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в первую очередь заниматься родители (законные представители, а школы могут и должны быть организующим началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семей и общества.
Больших усилий от педагога требуют дети, у которых родители воспитывают потребительское отношение к природе. Взрослые не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Стремление дать ребенку как можно больше благ, освободить его от забот, наносит огромный вред воспитанию личности ребенка. Он привыкает бездумно потреблять, беспечно и равнодушно относиться к природным ценностям.
Успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения, который начинается с начальной школы, где закладываются и развиваются основы формирования личности школьников, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что содействует становлению и развитию у человека экологической культуры. Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы формировать экологическую культуру, привлечь родителей и детей к решению бытовых экологических проблем и развитие чувства причастности к решению более серьезных экологических проблем.
Лучший способ рассказать ребёнку о природе это значит научить, ей помогать, не загрязнять ее. Изучение природы на уроках окружающий мир, кубановедение, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного, познавательного, научно-исследовательского развития, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход.
Поэтому авторский коллектив «Природа, как мы - такая же живая!» принял решение обязательно поучаствовать в краевом конкурсе «Семейные экологические проекты» и внести свой вклад в решение проблемы устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой, но нужный и важный. В конкурсе принимала участие семья Макаровых – Надежда Евгеньевна Макарова, мать и Виктор Макаров, ученик 1 «Г» класса МАОУ СОШ №2 и руководитель Самитова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов.
Для исследования было выбрано побережье бал. Гарбузовой, которая впадает в р. Бейсуг. Семья Макаров ежедневно проезжая по дороге от хутора до школы в станицу Брюховецкая наблюдали не очень приятную картину, как жители выбрасывали свой мусор на обочину дороги, переполненные урны и решили сделать благое дело.
Цель проведённого конкурса – это формирование у детей младшего школьного возраста экологической культуры, включающей экологические знания, навыки, ценностные ориентации, для решения проблем устойчивого развития общества в единстве с природой.
Благодаря экологической культуре у младших школьников происходит развитие устойчивых нравственных качеств, понимают необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно - этических установок, устанавливают более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, осознают взаимосвязи в системе «человек - природа - общество», получают начальные навыки экологической культуры.
ФГОС НОО указывает на то, что формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, позволит учащимся освоить основы адекватного природосообразного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Воспитание экологического чувства является самым важным среди всех чувств человека. Это одна из основных характеристик целостной личности человека.