Любовь Гостева
Экологический проект «Живая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема бережного отношения к природе – одна из важнейших. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботится о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым. Любовь к природе у детей надо воспитывать, вовлекая ребенка в различные виды деятельности.
«Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить вкусом, доступное осязанию – путем осязания» — говорил А. Каменский. Вода — первый и любимый всеми детьми объект для знакомства и наблюдения. С водой дети соприкасаются с первых лет жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей разновозрастной группе «Пчёлки» был разработан проект «Живая ВОДА».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить.
Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, со значением воды для человека, животных и растений.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Живая ВОДА» для детей младшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование представлений о воде, её значимости в жизни человека и всех живых существ.
ЗАДАЧИ
Образовательные задачи:
формирование представлений о воде, как о природном объекте; формирование предпосылок к поисковой деятельности детей.
Развивающие задачи:
развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; развитие разговорной речи; развитие у детей коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
воспитание у детей основ экологической культуры; воспитание эстетического восприятия, самостоятельности, трудолюбия.
Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель и медицинская сестра МБДОУ детского сада №9; дети разновозрастной группы «Г» и их родители.
Тип проекта:
групповой, познавательно - исследовательский, краткосрочный.
Время реализации проекта
– один месяц.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап
– подготовительный: выделение актуальности проекта, формулировка его проблемы; постановка цели и принятие задач проекта; планирование деятельности; подбор материально – технического оснащения и литературы.
2 этап
– организационный: распределение обязанностей и ролей; организационные формы работы над проектом, включающие интеграцию образовательных областей, осуществляющуюся в процессе совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей.
3 этап
– формирующий: оказание детям практической помощи в формировании у них знаний, умений и навыков по теме проекта.
4 этап
– итоговый: подведение итогов реализации проекта; обобщение опыта работы над проектом; совместное с детьми и родителями оформление альбома «Такая разная вода!»; постановка новой проблемы; перспективы развития.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Образовательная область
Содержание
НОД
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями
Познавательное развитие
НОД: «Где живёт вода»; «Они живут в воде»; «Вода вокруг нас»; «В гости Капелька пришла».
Ежедневные наблюдения в природе. Беседы: «Кому нужна вода?»; «Жить нельзя нам без воды».
Опыты с водой: «Холодная, тёплая, горячая»; «Тонет – не тонет».
Дидактические игры: «Вредно - полезно»; «Чей малыш?»; «Капитаны» - (пускание бумажных корабликов).
Консультации: «Капля за каплей - и ОКЕАН»; «Игры с водой».
Информационные файлы: «Какой должна быть питьевая вода».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; В. Бианки «Купание медвежат».
Физкультминутки на (из картотеки) всех НОД по речевому развитию.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая»; З. Александрова «Дождик»; А. Босев «Дождь»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; В. Сутеев «Под грибом»; С. Прокофьева «Серая тучка». Чтение стихов, пословиц, поговорок о воде.
Дидактические игры: «Собери картинку»; «Ловись, рыбка»; «Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО».
Загадывание загадок о воде. Чтение с детьми дома стихов, пословиц, поговорок о воде (из картотеки).
Художественно-эстетическое развитие
Рисование на тему: «Дождик»; «Тучки по небу плывут» - (коллективная работа).
Инсценировки по мотивам р. н. сказки «Лиса и Заяц».
Игры - драматизации по произведениям К. Чуковского.
Самостоятельная работа детей в книжках - раскрасках по теме: «Вода вокруг нас».
Совместное с детьми и родителями создание альбома художественных работ «Такая разная вода!».
Социально-коммуникативное развитие
НОД – эксперименты: «Что такое лёд?»; «Чистая и грязная вода».
Решение с детьми проблемных ситуаций по теме: «Вода» - (загрязнение воды; экономия воды; безопасное поведение на воде).
Полив растений уголка природы.
Сюжетно-дидактические игры: «Купание кукол»; «Постираем кукле платье»; «Готовим обед».
Закрепление с детьми культурно – гигиенических навыков.
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий разных состояний воды.
Игры с водой: «Мыльные пузыри»; «Цветной лёд»; «Игры с красками».
Информационные файлы: «Интересные факты о воде»; «Эффективные способы экономии воды».
Акция «Бережём чистую воду!».
Распечатка фотографий на тему проекта.
Физическое развитие
Дыхательная гимнастика (из картотеки) на всех НОД по физическому развитию.
Профилактическая гимнастика (дыхательная; пальчиковая; физкультминутки) - (из картотеки) во время бесед, чтения художественной литературы.
Закрепление с детьми культурно – гигиенических навыков.
Подвижные игры: «Ручеёк»; «Капельки и тучка»; «Ходят капельки по кругу»; «Солнышко и дождик».
Информационные файлы: «Какой должна быть питьевая вода».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Закрепление свойств и значения воды для человека и природы в целом
в процессе практических опытов детей со взрослыми.
Знакомство детей об обитателях морей и рек.
Осознанное, бережное отношение детей к воде.
Проявление детьми коммуникативных навыков общения в процессе
практических опытов.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компьютерная презентация на тему: «Вода вокруг нас».
Оформление картотек загадок, стихов, потешек о воде и опытов с водой для
детей и родителей.
Совместное с детьми и их родителями создание альбома
художественных работ на тему: «Такая разная вода!»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ:
Компьютер; магнитофон; фотоаппарат; плакаты по теме; иллюстрации, фотографии разных состояний воды; материалы для исследовательской деятельности; оборудование медицинского кабинета; материалы для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ:
1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Москва, Мозаика – Синтез - 2012;
2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье», Москва - 2005;
3. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет», Москва, Мозаика – Синтез - 2005;
4. О. В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2-7 лет», Москва, Мозаика – Синтез - 2008;
5. Журнал «Дошкольное воспитание» - №6 - 2006;
6. Журнал «Дошкольное воспитание» - №6 - 2008;
7. Интернет ресурсы.
НАШ ФОТОАЛЬБОМ
"Такая вкусная вода!"
"Здесь живёт вода"
Эксперимент "Не всегда вода бывает чистой"
Опыт "Очищаем воду"
Опыт "Тонет - не тонет"
Поливаем растения
Дидактическая игра "Ловись, рыбка"
Опыт "Волшебные пузыри"
Опыт "Смелый кораблик"
Инсценировка по мотивам р. н. сказки "Лиса и Заяц"
Игра - забава "Мыльные пузыри"
Подвижная игра "Солнышко и дождик"