Елена Мозалева
Творческий проект: «Живая грамматика»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка - детский сад №32»
Творческий проект :
«Живая грамматика»
Автор: Мозалева Елена Николаевна, учитель-логопед
Рязань
Краткая аннотация проекта.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка - детский сад №32»
Автор и руководитель проекта :
учитель-логопед Е. Н. Мозалева
Проект «Живая грамматика»
Публикация «Творческий проект: „Живая грамматика“» размещена в разделах
Данный проект направлен на обогащение и активизацию словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи старших дошкольников. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Как известно, связи между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Поэтому в условиях реализации проекта особое внимание уделяется знакомству детей с речевыми играми и упражнениями, познанию отношений и связей окружающего мира через экскурсии.
Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Проект «Живая грамматика»
• по доминирующей деятельности: практико-ориентированный;
• по количеству участников: коллективный;
• по продолжительности: долгосрочный (1 год).
Содержание проекта
1. Введение
1.1. Необходимость проекта.
1.2. Актуальность и новизна проекта.
1.3. Цель проекта.
1.4. Задачи проекта.
1.5. Участники проекта.
1.6. Сроки реализации проекта.
2. Механизм реализации проекта
3. Этапы реализации проекта
3.1. Организационно-подготовительный
3.2. Реализация системы педагогических мероприятий
3.3. Аналитический
4. Ожидаемый результат
5. Приложения
1. Введение
1.1. Необходимость проекта
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача учителя-логопеда сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.
А так как овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми, я решила разработать и реализовать проект «Живая грамматика».
1.2. Актуальность и новизна проекта.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития.
Познавая окружающий мир, ребёнок открывает для себя связи между предметами и явлениями. А познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.
Новизна проекта «Живая грамматика» заключается в синтезе учебных занятий, праздников и экскурсий, благодаря чему представляется возможность постоянно упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм.
1.3. Цель проекта :
обогащение и активизация словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
1.4. Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.
2. Создать педагогические условия для реализации проекта.
3. Разработать технологию по взаимодействию педагога с детьми и родителями в процессе развития грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР.
4. Определить основные направления деятельности по взаимодействию педагогов и детей.
5. Анализ, результативность и перспективность проделанной работы.
1.5. Участники проекта :
• дети и воспитатели старшей возрастной группы;
• учитель-логопед;
• родители
1.6. Сроки выполнения проекта : сентябрь 2018 - июнь 2019 года.
1.7. Механизм реализации проекта.
Проект реализуется через практику речевого общения. Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, во время экскурсии, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.
Формы организации проекта :
1. Комплексно-тематические занятия
2. Самостоятельная деятельность детей
2. Экскурсии в природу, музей, магазин и т. п.
3. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением
3. Викторины
4. Праздники
5. Консультации для родителей: «Обучаемся, играя», «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях», подбор картотеки речевых игр для занятий дома.
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание и словесное описание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, составление монологических высказываний по личным впечатлениям, участие в диалоге.
3. Этапы реализации проекта
3.1. I этап – Организационно-подготовительный
1. Определение целей и задач.
2. Изучение методической литературы.
3. Подбор литературы по теме проекта.
4. Выбор форм работы с детьми и родителями (консультирование родителей)
5. Составление плана работы.
3.2. II этап - Реализация системы педагогических мероприятий (практический) :
1. Проведение цикла занятий (сентябрь-ноябрь) :
- «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень. Деревья», «Одежда, обувь, головные уборы» и др.
2. Подготовка экскурсии (ноябрь) : презентации по темам, беседа с детьми, проведение игр, экскурсия в музей Павлова.
3. Проведение цикла занятий (декабрь-февраль) :
- «Домашние животные и их детеныши», «Перелетные птицы», «Зима. Новогодняя карусель», «Зимние забавы» и др.
4. Участие в мероприятии «Светлый праздник Рождества»
5. Подготовка экскурсии (февраль) : презентации по темам, беседа с детьми, проведение игр, экскурсия в магазин «Продукты».
6. Проведение цикла занятий и т. д.
3.3. III этап - Аналитический:
1. Обработка результатов по реализации проекта (диагностика)
2. Викторина «Расскажи по фотографии»
3. Творческий отчёт о реализации проекта в форме медиапрезентации.
4. Выступление на педсовете (обмен опытом)
3. Ожидаемые результаты
• Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию расширится активный и пассивный словарь детей, уменьшится количество грамматических ошибок в их самостоятельной речи.
• Дети овладеют способами словообразования и словоизменения, научатся видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Заключение
Формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.
У старших дошкольников очень часто обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Формирование грамматического строя старших дошкольников проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм, интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируются различные языковые системы связей. Устная речь достаточно логична, стройна, грамматически правильно оформлена и интересна по своему содержанию.
Список литературы
1. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - М., 2001г.
2. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - М., 2004г.
3. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / О. С. Ушакова. - М., 2003г.
4. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст] / Г. Р. Шашкина. - М., 2003г.