Ирина Альпатова
Проект «Такая разная вода» для дошкольников средней группы
▼ Скачать +Заказ
Актуальность
В обычной жизни люди редко задумываются о роли воды на нашей планете. Между тем, ничто живое не может появиться, развиться и существовать без воды. Вода есть везде – в теле человека, в организме животных и растений, в продуктах питания, в почве, в атмосфере. Вода в жизни человека и всего живого на земле играет первоочередную роль. Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться, иначе человек не сможет прожить и нескольких дней. Но не стоит относиться к воде как к неиссякаемому источнику, ведь ее запасы на планете ограничены. Только 1% воды подходит нам для питания, несмотря на то, что наша планета на 80% покрыта водой. Необходимо бережно относится к самому важному для нас источнику энергии.
Публикация «Проект „Такая разная вода“ для дошкольников средней группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательных способностей детей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников среднего возраста способствует становлению сознания, формированию представлений об окружающем мире и мире природы. Но добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими ребенок еще не может, поэтому руководство такой деятельностью принадлежит педагогу. Для ее организации лучше всего подходят элементарные опыты и эксперименты. Благодаря опытно-экспериментальной деятельности у ребенка развиваются наблюдательность, память, внимание, сенсорное восприятие, способность выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, сравнивать, анализировать, сопоставлять, устанавливать простейшие связи между предметами, высказывать предположения, делать выводы.
Постановка проблемы
Когда дети пили воду, у них возник вопрос: «Почему вода такая вкусная?» В целях активизации мыслительной деятельности педагог предложила ответить детей на вопрос: «Действительно ли вода имеет вкус?» Воспитанники задумались. Тогда педагог задала другой вопрос: «А какой вкус у яблочного сока?» Ответ последовал незамедлительно: «Вкус яблок». После этого педагог попросила детей сравнить вкус сока и воды и сказать, какой вкус имеет вода. Дети не смогли определиться с ответом. Таким образом, возникло решение разработать проект «Такая разная вода», из которого дошкольники смогут узнать все об объекте неживой природы – воде.
Цель проекта: развитие представлений детей о свойствах и состояниях воды, о нахождении ее в природе.
Задачи:
1. Формирование познавательного интереса дошкольников.
2. Формирование элементарных экологических представлений об объекте неживой природы – воде (ее свойствах, состояниях, значении для всего живого на земле).
3. Развитие элементарных навыков экспериментирования.
4. Развитие мышления, сенсорного восприятия, умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, а также между природными явлениями, делать выводы.
Участники проекта: воспитанники средней группы «Солнышко» и их родители, воспитатель Альпатова И. В.
Сроки проведения: с 1 ноября 2015 года по 15 мая 2016 года.
Итоговое событие: фото-выставка «Что мы делаем с водой» (родители).
1-я неделя ноября
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Прозрачная вода».
2. Беседа «Где можно найти воду в природе?».
3. П/и «Солнце и дождик».
4. Загадки про тучу, лужу, дождь.
5. Самообслуживание. Умывание.
2-я неделя ноября
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Вода имеет форму».
2. Лабиринт «Помоги встретиться черепашкам».
3. С/р/и «На автомойке».
4. Речевое развитие. Составление рассказов по серии сюжетных картин «Случай на реке».
3-я неделя ноября
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Вода - растворитель».
2. Наблюдение на прогулке за осенним дождем.
3. Чтение художественной литературы – стихотворение З. Алексадровой «Дождик».
4. П/и «Перепрыгни через ручеек».
4-я неделя ноября
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Играем с красками».
2. Беседа «Зачем человеку вода?».
3. Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Посуда для чаепития».
1-я неделя декабря
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Смешаем краски – получим новый цвет».
2. С/р/и «Ждем гостей».
3. Чтение художественной литературы рассказ Я. Акама «Первый снег».
2-я неделя декабря
1. Беседа «Что будет, если животные и птицы останутся без воды?».
2. Познавательное развитие (экспериментирование) «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
3. Лабиринт «Помоги Деду Мозаю спасти зайчат».
3-я неделя декабря
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Различные состояния воды».
2. Наблюдение за погодой на прогулке.
3. Речевое развитие. Составление рассказов по серии сюжетных картин «Зимние развлечения».
4-я неделя декабря
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Таяние льда в воде».
2. Сгребание снега и возведение построек из него на участке детского сада (снежные горки, крепости, лепка снеговиков).
3. Д/и «Времена года».
4. Чтение художественной литературы – р/н/с «Заюшкина избушка».
3-я неделя января
1. Познавательное развитие (экология) «Почему растаяла Снегурочка?».
2. Художественно-эстетическое развитие. Рисование акварельными красками «Снегурочка».
3. П/и «Снежинки».
4-я неделя января
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Ледяные фигурки».
2. Лабиринт «Спаси рыбку от акул».
3. Наблюдение за снегом на прогулке.
4. П/и «Снежная карусель».
1-я неделя февраля
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Что вода не может растворить?».
2. С/р/и «Большая стирка».
3. Чтение художественной литературы – К. Чуковский «Мойдодыр».
2-я неделя февраля
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Подводная лодка из яйца».
2. Рисование – фиксирование результатов эксперимента «Подводная лодка из яйца».
3. П/и «Четыре стихии».
3-я неделя февраля
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Можно ли пить талую воду?».
2. Наблюдение за снегопадом на прогулке.
3. Поручения – полить цветы, протереть влажной тряпочкой листья растений.
4-я неделя февраля
1. Социально-коммуникативное развитие. ОБЖ «На льду».
2. С/р/и «Банный день».
3. П/и «Чистюли».
1-я неделя марта
1. Познавательное развитие (окружающий мир) «Что можно делать из воды?».
2. С/р/и «Мамины помощники».
3. Д/И «Приготовь блюдо».
2-я неделя марта
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Тонет – не тонет».
2. Развивающая игра «Где живет вода?» (1-ый вариант).
3. Речевое развитие. Составление рассказов по серии сюжетных картин «Плот».
3-я неделя марта
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Водяная мельница».
2. Лабиринт «Лебеди в пруду».
3. Д/и «Плавает – не плавает».
4. Выкладывание рыбок из пазлов.
4-я неделя марта
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Водяные весы».
2. Наблюдение на прогулке за состоянием погоды.
3. Поручения – полить цветы, взрыхлить землю в горшках.
4. Чтение художественной литературы – К. Чуковский «Федорино горе».
1-я неделя апреля
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Повелитель спичек».
2. Д/и «Соедини по точкам» (рыбка).
3. Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Рыбки плавают в аквариуме».
2-я неделя апреля
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Естественная лупа».
2. Наблюдение за погодой на прогулке.
3. Речевое развитие. Составление рассказов картине «На приусадебном участке».
3-я неделя апреля
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Делаем облако».
2. Беседа «Круговорот воды в природе».
3. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация-мозаика «Тучи по небу бежали».
4-я неделя апреля
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Радуга».
2. Лабиринт «Спаси медвежонка с необитаемого острова».
3. С/р/и «Отправляемся в путешествие на корабле».
4. Выкладывание из счетных палочек корабликов.
1-я неделя мая
1. Познавательное развитие (экспериментирование) «Вода течет вверх. Окрашивание цветов».
2. Развивающая игра «Где живет вода?» (2-ой вариант).
3. Речевое развитие. Составление рассказов по серии сюжетных картин «На рыбалке».
4. Д/и «Помоги рыбкам найти своих детишек».
2-я неделя мая
1. Социально-коммуникативное развитие. ОБЖ «На воде».
2. Д/и «Соедини по точкам» (кораблик).
3. Наблюдение за росой на прогулке.
4. Чтение произведения Н. Кнушевицкой «Роса».
5. П/и «Море волнуется раз…».
6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование (акварельные краски) «Корабли уходят в плаванье».
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Активное участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды уголка экспериментирования.
2. Рекомендации родителям о проведении опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
3. Консультирование на тему «Занимательные опыты и эксперименты с водой».
4. Участие родителей в подборе фотографий для итоговой фото-выставки «Что мы делаем с водой».
Предполагаемые результаты
В результате реализации проекта «Такая разная вода»:
1)у воспитанников
-сформируются познавательно-исследовательские умения и навыки в соответствии с возрастом:
повысится потребность получать новую информацию экспериментально-опытным путем;
разовьется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
повысится уровень развития экологических представлений;
сформируется понимание значения воды для всего живого на земле и важности бережного отношения к водным ресурсам;
2)у родителей:
повысится компетентность в экологическом образовании и воспитании своих детей;
пополнятся знания об элементарных способах проведения опытов и экспериментов в домашних условиях.