Элина Ювакаева
Семейный клуб как форма эффективной работы педагога-психолога с родителями в ДОУ
Семейный клуб как эффективная работа педагога-психолога с родителями в ДОУ
Работа педагога-психолога дошкольного учреждения невозможна без сотрудничества с семьей, поскольку каждый детский психолог знает, что дети практически не имеют собственных психологических проблем, их проблемы — отражение проблем родителей. Поэтому работая с личностью родителей, меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка.
Публикация «Семейный клуб как форма эффективной работы педагога-психолога с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно. Самыми важными и близкими людьми, у которых берет пример ребенок,являются его родители. Несмотря на то, что психолог вложил большие усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-либо, ребенок возвратившись домой из детского сада сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель, а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.
Ребёнок, который имеет внутренние проблемы сформированные семьей, не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов, педагогов и, естественно, родителей. Отсюда вырастает значимость работы психолога с семьей. Однако привлечь родителей к сотрудничеству, часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не всегда готовы к взаимодействию, и пытаются найти причину, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос: «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ?»
Семья является древнейшим общественным институтом. Она сочетает в себе личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки. Семья является тем самым «маленьким миром», в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.
Основными целями работы семейного клуба являются :
• объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
• повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
• обмен опытом семейного воспитания;
• укрепление детско-родительских отношений;
• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи:
1. обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;
2. оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;
3. психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.
Используются разнообразные формы работы семейного клуба: круглый стол, тренинг, практикум. Такие методы сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать креативные способности.
В деятельности клуба придерживаемся следующих принципов:
1. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.
2. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.
3. Каждый из нас независимо от возраста имеет свою точку зрения.
4. Для ребёнка очень важно чувствовать поддержку своих родителей. Ему важно слышать от родителей "вместе мы преодолеем все трудности".
5. Учимся слушать и слышать друг друга в клубе, дома.
Таким образом, опыт работы семейного клуба в детском саду показывает, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».