Нина Андрейченко
Семейное воспитание детей с нарушениями речи
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируются его натуру.
«Новая философия» работы с семьей состоит в том, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать.
Публикация «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На сегодняшний день права, обязанности и ответственность родителей и законных представителей детей регламентированы Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «ОБ образовании», Типовым Положением об образовательном учреждении.
Семейное воспитание — детей это постоянное занятие, в котором участвует два человека: отец и мать, которые вместе несут ответственность за жизнь семьи. Наиболее важным моментом является именно эта общая заинтересованность и совместная деятельность на благо семьи.
Материнство- стержень, основа семейных отношений, мерило гражданственности супругов и смысл их личного существования («Семейное воспитание. Краткий словарь» / И. В. Гребенников, Л. В. Кованько. Изд-во политической литературы, 1990).
Слово «материнство» в Толковом словаре русского языка Ожегова С. И. обозначает «состояние женщины – матери в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми»
Сами дети на вопрос «зачем человеку мама?» отвечают: «дает человеку жизнь», «выкармливает его», «защищает от неприятностей и бед», «учит всему хорошему и доброму», «предостерегает от плохого», «любит детей», «для счастья» …. И так, в сухом научном определении и наивных суждениях детей легко просматривается смысл и назначение материнства.
Материнский институт врожден. А чувство отцовства зарождается после рождения ребенка: с первым робким прикосновением к нему, с первой улыбки, с первой эмоциональной потребности друг в друге. Однако из непростых задач материнства – сделать супруга отцом ребенка. Мать для девочки – пример будущей девочки, женщины; для мальчика – образец будущей спутницы жизни.
Отцовство вместе с материнством составляет основу семейных отношений, как супругов, так и родителей детей. В Толковом словаре русского языка Ожегова С. И. «отцовство» определяется как «кровное родство между отцом м его ребенком».
Суть биологической функции отцовства является его участие в зачатии ребенка, в заложении биологических (генетических) основ будущего организма.
Не только от матери, но и от отца зависят определяющие изначально биологическое существование будущего человека инстинкты, безусловные рефлексы. Генетически отцом и матерью определяются и черты биологического сходства с родителями: цвет волос, цвет глаз, особенности телосложения, основы функционирования всех органов и систем детского организма. Кроме того, задатки – будущая основа развития способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, изучению иностранных языков) – также закладываются генетически. По наследству передаются многие заболевания. Некоторые вредные привычки матери и отца также могут определить будущие болезни ребенка. Важны и социальные функции отцовства. Говорят: «на плечах отца держится мир». И это действительно так: защита Отечества, обеспечение мира, управление государством, важнейшие научные исследования и выполнение тяжелых физических работ – во многом удел мужчины. Это определяет его жизненную позицию, а также позицию мужчины – отца в семье. Поэтому закономерны и естественны требования к нему: материальное обеспечение семьи, ответственность за жену и детей, помощь старикам – родителям.
Существует объективная сложность отцовства.
Если у женщины чувство материнства возникает еще до рождения ребенка, то из мужчины надо «делать отца». Постепенно, по мере развития ребенка, женщина – мать формирует нравственный облик мужа, отца своего ребенка.
Хороший отец организует всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. Отец формирует в мальчике будущего мужчину – отца, а в девочке – представление об идеале ее будущего избранника.
Чтобы из мальчика вырос хороший отец, его с детства надо приучать к заботе о родных и близких, к участию в домашних делах, формировать у него наряду с мужественностью и решительностью способность к сопереживанию, снисходительность к слабостям и недостаткам близких. Личный пример отца и его отношение к собственным родительским обязанностям – надежная гарантия подготовки мальчика к будущему отцовству. От отца во многом зависит счастье матери и счастливое, радостное детство ребенка.
В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Психологами выделяются следующие типы воспитания в семье :
- Авторитарный, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятие индивидуальности малыша. Такие родители часто используют наказания, жестокий – «ты будешь делать так, как я скажу».
- Опекающий. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух направлениях:
- при потворствующей Гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом не важно, как он себя ведет. У ребенка развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников.
- при доминирующим типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. У ребенка развивается зависимость от окружающих.
- пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются. В этом случае у ребенка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально – волевой сферы. Замкнутость, агрессивность.
- благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу. При подобном воспитании ребенок проявляет активность, инициативность, самостоятельность.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ
ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – глубокое и активное осознание родителями той истины, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет прежде всего семья. Родитель – профессия педагогическая. А потом необходимо соответствовать этому назначению.
ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – успешного воспитания личности в семье – включение ребенка в различные виды деятельности в семье. В раннем и дошкольном возрасте это общение, предметная, игровая, изобразительная, музыкальная и другие виды деятельности. Совместная деятельность – это основа содержательного общения родителей и детей.
ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – уважительное отношение к личности ребенка. Необходимо, общаясь и взаимодействуя с ним, занимать не «над», не «сверху», а «рядом», на принципах сотрудничества и партнерства.