Надежда Касьянова
Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проработав много лет музыкальным руководителем в группах для детей с нарушениями речи, я пришла к выводу, что музыка и музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище становится речь. Главный принцип, которому я следую в работе с детьми с нарушением речи это: внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых и индивидуальных особенностей. На музыкальных занятиях в логопедических группах, я стараюсь привить детям любовь и интерес к музыке, знакомлю детей с произведениями русских и зарубежных композиторов: М. Глинка,
Публикация «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
П. Чайковский, Д. Кабалевский, Ф. Шуман, Ф. Шопен, И. Бах, И. Штраус и др.
На групповых и индивидуальных занятиях с детьми, я развиваю навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально- ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Дети с речевыми нарушениями с удовольствием подпевают знакомые песни, им нравится танцевать, выполнять упражнения с предметами (флажками, цветами, лентами, султанчиками и др.). С интересом дети играют на шумовых инструментах (ложки, бубны, погремушки, румба, маракас, трещётка, свистулька, треугольник, колокольчик, бубенцы).
В работе с речевыми нарушениями у детей помимо музыкальных задач, я стараюсь решать коррекционные задачи:
1. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, помогаю ребёнку почувствовать успех в музыкальной деятельности.
2. Контакты с музыкой способствуют развитию слухового внимания, памяти, мышления. 3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: снятия мышечного напряжения, воспитания правильной осанки, координации движений, развития дыхания, ловкости.
Чтобы справится с решением таких важных задач, я работаю в тесном контакте с воспитателями логопедических групп, учителем –логопедом, психологом, инструктором по физкультуре.
На музыкальных занятиях я использую наглядные, словесные, практические и игровые методы и приёмы.
Наглядно – слуховые приёмы включают:
1. Пение музыкального руководителя, ребёнка, воспитателя.
2. Слушание музыки, использование фольклора (словесного, певческого, игрового).
3. Использование шумовых инструментов (бубен, ложки, бубенцы, трещётки, погремушки, маракасы).
Наглядно – зрительный приём:
1. Показ ритмических и танцевальных движений педагогом или детьми, которые хорошо их усвоили.
2. Использование на муз. занятиях иллюстраций, картин, игрушек, музыкально – дидактических игр, кукол из кукольного театра, разнообразных атрибутов (платочки, листочки, ленты, флажки, султанчики, цветы, мячи, шапочки.)
Словесные методы и приёмы:
1. Обучающие беседы, краткие эмоциональные объяснения.
2. Вопросы – один из важных словесных приёмов, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.
Практический метод или метод упражнений связан с многократным и последовательным повторением трудно усвояемых заданий.
Игровые приёмы помогут заинтересовать детей быть более активными и лучше, качественнее выполнять задание.
Систематическое занятие музыкой детей с нарушениями речи оказывает влияние на всестороннее развитие ребёнка, а главное способствует воспитанию правильной речи.