Юлия Зайцева
Семейное воспитание и дошкольное образование
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».
А. В. Сухомлинский
Зайцева Юлия Викторовна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное»
Воспитание - это очень ответственное дело. Тем более, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Как раз в этот период и закладывается основа личности человека. Чтобы нам понять маленького ребёнка, чему-то его научить, необходимо очень много уметь, знать, понимать. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. По мнению философа Н. Я. Соловьева, "семья - воспитательная колыбель человека". Потому что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.
Публикация «Семейное воспитание и дошкольное образование» размещена в разделах
Семейный Кодекс РФ гласит : «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»[1]. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ст. 18 говорится: родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений.
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию[3].
Концептуальной идеей Программы является идея о том, что если в центре внимания находится развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель и развивающийся Педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.
Принципы работы Направления работы Задачи работы
- партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов. - защита прав ребёнка в семье и детском саду;
- воспитание, развитие и оздоровление детей;
-детско-родительские отношения;
- взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений в развитии детей;
- подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- изучение семьи;
-привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
-работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей
Начиная со стадии индивида, ребенок переходит на этап индивидуальности со своими привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детских садах осуществляют воспитатели с помощью занятий, прогулок, игр, индивидуальной работы, развлечений, праздников, привлекая родителей и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.
В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.
Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям педагогами используются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, которые позволяют родителям целенаправленно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве активного субъекта образовательных отношений. Степень вовлеченности родителей зависит от их желания и возможностей. Среди самых распространенных форм совместного творчества:
• мастер-классы, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога;
• семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются;
• гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов;
• спортивные праздники (в помещении и на улице, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности[2].
Модель взаимодействия педагогов с родителями:
Направления Содержание Формы работы
Педагогический
мониторинг
- Изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.
- Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада.
- Знакомство с семейными традициями. -Анкетирование родителей
- Беседы с родителями
- Беседы с детьми о семье
-Наблюдение за общением
родителей и детей
Педагогическая
поддержка
- Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребенка.
- Популяризация лучшего семейного опыта воспитания и семейных традиций.
- Сплочение родительского коллектива.
- Беседы с родителями
-Психолого-педагогические тренинги
- Экскурсии по детскому
саду (для вновь поступивших)
- Дни открытых дверей
- Показ открытых занятий
- Родительские мастер-
классы
- Проведение совместных
детско-родительских
мероприятий, конкурсов
Педагогическое
образование
родителей
- Развитие компетентности
родителей в области педагогики и детской психологии.
-Удовлетворение образовательных запросов родителей.
- Темы для педагогического образования родителей определяются с учетом их
потребностей (по результатам педагогического мониторинга).
- Консультации
- Дискуссии
- Информация на сайте ДОУ
- Круглые столы
- Родительские собрания
-Вечера вопросов и ответов
- Семинары
- Показ и обсуждение
видеоматериалов
- Решение проблемных
педагогических ситуаций
- Выпуск газет,
информационных листов
плакатов для родителей.
Совместная
деятельность
- Развитие совместного общения взрослых и детей.
- Проведение совместных
праздников и посиделок
педагогов и родителей
- Сплочение родителей и педагогов.
- Формирование позиции родителя как непосредственного участника образовательного процесса. - Заседания семейного клуба
-Оформление совместных с детьми выставок
- Совместные проекты
- Семейные конкурсы
- Совместные социально
значимые акции
- Совместная трудовая
деятельность
Следует отметить, что чем лучше общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, и тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Парламентская газета. - 23-29.01.2009. - №4 (С учетом поправок).
2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина// Дошкольное воспитание. – 2000. – №1
3. Баринова Т. М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е. М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.