Ксения Кузьмичева
Конспект занятия «Счёт до четырёх. Число и цифра «4» в средней группе
Тема: Счёт до четырёх. Число и цифра 4.
Подготовила Кузьмичева К. И. в средней группе
Цель: -тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение;
- развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение,творческие способности, сформировать опыт контроля.
Публикация «Конспект занятия „Счёт до четырёх, Число и цифра „4“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
-сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под
руководством воспитателя и опыт преодоления затруднения способом «спросить у
того, кто знает»;
-закрепить счётные умения, умение выделять и сравнивать свойства
предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счёт и
составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение
видеть и продолжать закономерность чередования фигур, отличающихся цветом;
-сформировать представление о числе и цифре 4; умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством;
Материалы к занятию :
Демонстрационный: карточка с изображением орнамента.
Раздаточный: 4 красных треугольника разной высоты, 4 зелёных круга, карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка, тарелочки, на которых лежат круги в количестве от 1 до 4; карточки с цифрами от 1 до 6.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей о праздниках.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребятки, любите ли вы угощения?
- А какие угощения вы любите больше всего? (дети называют разные сладости).
- Однажды в группу детского сада пришел новый мальчик Максим и принес деткам угощения, но не знает, хватит ли их для всех. Хотите помочь Максиму?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Посчитаем детей и угощения» (начало)
Дидактические задачи:
1) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение.
2) актуализировать счёт до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью пар с пересчётом, сравнение и упорядочивание предметов по высоте.
Дети по четыре человека садятся за столы, на которых лежат по 3 красных равнобедренных треугольника с одинаковым основанием, но разной высотой и 3 круга зеленого цвета на каждого ребёнка.
Воспитатель говорит, что на столах лежат фотографии детей с Максимовой группы (треугольники) и угощения (круги)
- Рассмотрим треугольники – это дети группы. Чем они похожи? (цветом). А чем отличаются? (дети могут ответить, что большие и маленькие). Воспитатель уточняет, что они отличаются по высоте)
- Расставьте детей по порядку от самого высокого до самого низкого.
Воспитатель помогает расставить детей слева направо, при этом он выставляет введё нный ранее опорный сигнал и вспоминает вместе с детьми способ сравнения по высоте: чтобы сравнить предметы по высоте, надо поставить их рядом на ровную поверхность)
Максим хочет проверить, хватит ли угощений на всех детей.
- Как это узнать?
Дети могут посчитать детей и угощения. Детей – 3, угощений – 3, их поровну.
- Но Максим не умеет считать. Как показать Максиму, что угощений действительно хватит?
Дети должны догадаться, что к каждому ребенку нужно приложить угощение. Воспитатель даёт им такую возможность, а после этого просит сосчитать детей и угощения: детей– 3, угощений - 3, их поровну.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Посчитаем детей и угощения» (продолжение)
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счёта до четырех;
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Далее воспитатель говорит о том, что в группу пришла еще одна девочка которая, немного опоздала. На стол выкладывается треугольники по количеству детей. Каждый ребёнок берёт по одному треугольнику.
- Сколько ещё детей пришло в группу? (одна, один)
- Сосчитайте, сколько всего детей в группе?
Дети считают, дотрагиваясь до каждого треугольника: один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться, так как не знают счёт до четырёх. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
- Сумели ли вы сосчитать детей? (нет)
- Почему не сумели? (потому что не знаем, как считать дальше)
Физ. минутка
А сейчас немного отдохнем.
Один, два – ракета. (Руки вверх, ладони соединяются).
Три, четыре – самолет. (Руки в стороны).
Один, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет. (Движение по тексту).
Один, два, три, четыре
И на месте походили.
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Посчитаем детей и угощения»(окончание).
Дидактические задачи:
1)закрепить представление детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четыре, умение считать до четырёх, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Кто знает, какое число следует за числом три?
Воспитатель выслушивает версии всех детей, подбадривает тех, кто их высказывает, создает доброжелательную атмосферу. Хвалит детей, кто даёт правильные ответы.
Затем просит посчитать до четырёх. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными : один ребенок, два ребенка, три ребенка, четыре ребенка.
Если же никто из детей не ответит: применяется способ преодоления затруднения «спросить у того, кто знает» :
- Что нужно сделать, если чего не знаешь, но очень хочешь узнать?
(надо спросить у того, кто знает)
- Давайте спросим у того, кто знает?
Воспитатель подводит итог: при счёте за числом 3 идёт число 4.
- Как получилось число 4 (было 3 ребенка, пришла ещё одна девочка)
- Сколько у нас детей? Сколько угощений?
- Поровну ли теперь детей и угощений? (нет)
- Чего больше? (детей больше, угощений меньше)
- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (принести ещё одно угощение)
Воспитатель кладёт на столы дополнительные круги-угощения по одному по числу детей.
- Сколько стало угощений?
Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счёта до четырёх : при счёте до четырёх надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, приговаривая: один, два, три, четыре. Затем обводит все предметы и проговаривает: «всего четыре предмета»
- Как получилось 4 угощения? (было 3, принесли ещё одно, стало 4)
- Сколько детей? (тоже 4)
Угощений – 4, детей – 4. Делается вывод: четыре и четыре – поровну)
- Максим угостил всех детей вкусными угощениями.
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1. Игра «Танцы для ребят»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, внимание.
Воспитатель предлагает детям представить, что Максим пригласил их поплясать, но хотел, чтобы дети выполнили его желание: если они услышат весёлую музыку, то пляшут, танцуют; если грустную, спокойную - приседают, подкладывая сложенные ладошки к щеке – «спят». Игра повторяется несколько раз.
5.2. Игра «Складываем угощения»
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Дети садятся на свои места. Воспитатель кладет на столы карточки с цифрами от 1 до 6; листы бумаги (полки) и раздаточный материал (круги – по 4 угощения).
Воспитатель ребятам предложила выйти на улицу и попросила все угощения сложить на полку. Вначале на полку положили вот столько (1) угощений (кругов).
- Положите и вы столько угощений на полку. (Дети берут один круг и кладут его на полку (лист бумаги).
- Сколько вы положили кругов (угощений? (одно)
- Положите вот столько (3) угощений.
- Сколько вы сейчас положили угощений? (три)
- Сколько всего угощений вы положили на полку? (Четыре)
- Что нужно сделать, чтобы, не считая угощения, дети узнали сколько их на полке? (надо на ней написать цифру 4)
- Найдите карточку с цифрой 4
- Смогли ли выполнить задание? (да)
6. Включение нового знания в систему знаний.
6. Игра «Найди подарки».
Дидактические задачи: закрепить счёт до четырёх, умение соотносить цифру с количеством.
Дети собираются около воспитателя.
- Дети решили поблагодарить Максима за угощения и приготовили ему подарки, сделали бусы и спрятали их по всей группе.
- Хотите их найти? А сможете?
Каждый ребёнок получает карточку, на которой написана цифра 4.
На столах лежат тарелочки, на которых лежат кружочки (диаметром 2см) в количестве 1 до 4, причём тарелочек с четырьмя кружочками столько же, сколько и детей. Дети должны подойти к столам и найти тарелочку с тем количеством кружочков, которое показывает находящаяся в их руках цифра – цифра 4.
После проверки задания, воспитатель предлагает детям встать в пару с тем, у кого кружки (бусинки) другого цвета.
6.1. Игра «Собери бусы»
Дидактические задачи: развивать внимание, мыслительные операции, умение работать в паре, видеть и продолжать закономерность чередования цвета.
Дети садятся за столы парами. Воспитатель предлагает поиграть бусами.
- Представьте, что Максим нечаянно порвал бусы, и чтобы не расстроить ребят, ему необходимо собрать узор. Хотите ему помочь? Ответ детей.
На фланелеграфе воспитатель выставляет карточку, на которой нарисовано начало орнамента. Например: один красный, один жёлтый, один красный, один жёлтый. Дети должны вдвоём выложить такой же орнамент.
Для проверки задания воспитатель просит проговорить узор. Дети называют хором, дотрагиваясь пальцем до каждого кружка.
- Сколько в вашем узоре желтых бусинок, сколько красных? (четыре)
- Получился у вас узор? Дети будут рады, что Максим сохранил их труд.
7. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому мы сегодня помогали? Ответ детей.
- Чем мы помогли Максиму? (Посчитать хватит ли ему угощений для всех детей)
- Сколько было детей? Сколько угощений? Хватило всем? Почему?
- Смогли ли вы помочь сложить все угощения на полку?
- Нашли вы подарки?
Воспитатель хвалит детей.