оксанс остапец
Сценарий тренинга «Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий тренинга «Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников
Ход тренинга:
Звучит спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу.
На них лежат веточки икебаны, памятки, карточки, листы бумаги, карандаши, атрибуты для игры.
Публикация «Сценарий тренинга „Кризис 3 лет преодолеем без потерь“ с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Младшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Ведущий: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.
Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.
Ведущий предлагает всем участникам прикрепить бейджики с именами.
Игра «Поприветствуем друг друга»
Цель игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя, какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.
Установка
Участники объявляют, что они ожидают от предстоящего тренинга :
1. «Сегодня я научусь…»;
2. «Сегодня я стану…»;
3. «Отныне я буду…».
Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»
Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например: «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…»)
Ведущий: А теперь поговорим о наших детях, их качествах.
Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»
Ведущий дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней. Задача родителей – на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.
Родители представляют свои описания.
Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.
Тему нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим ребенком?» Тема важная, насущная. Я решила вас собрать, чтобы понять, почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать.
Задание «Особенности поведения»
Ведущий раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:
• Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.
• Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.
• Не воспринимает мнение других.
• Часто устраивает истерики.
• Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
• Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей : нытье, угрозы, капризы.
• Ругается, дразнится, обзывает родителей.
• Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.
• Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
• Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.
По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.
Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.
Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.
Родители : Это кризис.
Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.
Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»
1-й симптом – негативизм
Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.
По горизонтали:
1. Атмосфера. ( Ответ: небо.)
2. Деревенские пашни. ( Ответ: поле.)
3. Городская птица. ( Ответ: голубь.)
4. Цветок. ( Ответ: роза.)
5. Бывает слоеный. ( Ответ: торт.)
6. Любимая детская забава. ( Ответ: игра.)
7. Блюдо из риса. ( Ответ: плов.)
8. Маленькая лошадка. ( Ответ: пони.)
9. Холодное время года. ( Ответ: зима.)
10. Средство переправы на другой берег. ( Ответ: паром.)
Правильный ответ: негативизм.
Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.
2-й симптом – упрямство
Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:
• волк, который смотрит вдаль;
• лиса, которая прижалась к лисенку;
• кролик, который прячется в траве;
• рычащий тигр;
• бегущий поросенок;
• белочка, которая грызет орешки;
• осел, стоящий на одном месте;
• тигр, который лежит на камне;
• кабан перед нападением;
• мирно гуляющий козлик;
• медленно бредущий медведь;
• обезьяна, которая грызет ветку бамбука.
Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.
Правильный ответ: осел.
Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский, т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).
3-й симптом – строптивость
Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.
Правильный ответ: строптивость.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
4-й симптом – своеволие
Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.
По горизонтали:
1. Предмет мебели. ( Ответ: стол.)
2. Предмет гордости рыбака. ( Ответ: улов.)
3. Этого нет в юрте, чуме. ( Ответ: окно.)
4. Мужской шарф. ( Ответ: кашне.)
5. Часть поезда. ( Ответ: вагон.)
6. Крупа для цыплят. ( Ответ: пшено.)
7. Жаркое время года. ( Ответ: лето.)
8. Цветная пудра для глаз. ( Ответ: тени.)
9. Вечнозеленое дерево. ( Ответ: елка.)
Правильный ответ: своеволие.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
Ведущий предлагает участникам уже знакомый филфорд
5-й симптом – протест, бунт против окружающих
и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.
Правильный ответ: протест.
Комментарий педагога-психолога. Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких
Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово и называют симптом.
Правильный ответ: обесценивание.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.
7-й симптом – деспотизм (подавление окружающих)
Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом.
Правильный ответ: деспотизм.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.
Когда участники называют все 7 слов, на экране появляется заставка
в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка 3 лет.
Ведущий: Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что происходит в этот период с родителями.
Игра «3 метафоры»
Ведущий предлагает участникам написать 3 положительные метафоры «Я – это…». Затем рядом с метафорой написать противоположную ей. Потом каждый участник выбирает одну пару метафор, которая характеризует его как родителя. Например:
• домашнее солнце – хвост поезда;
• зеркало реки – Баба-яга;
• золотые руки – металл в голосе;
• чистое поле – Карабас Барабас;
• боксерская груша – хрустальная туфелька.
Далее участники обсуждают метафоры.
Ведущий: Как вы думаете, какое влияние оказывают ваши установки и реакции на поведение ребенка? Что вы чувствовали при выборе метафор и их обсуждении. (Родители высказываются.)
Игра «Закончи мысль»
Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.
Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.
Упражнение «Мусорное ведро»
Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.
Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.
Коллаж «Я и мой ребенок»
Участники тренинга с помощью клея и ножниц делают из журнальных вырезок фотоколлаж. В качестве фона звучит музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь». Затем родители презентуют свои работы.
Упражнение «Хвасталки»
Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»
В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов)
правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило
и вырабатывают общую стратегию поведения.
Рефлексия
Ведущий спрашивает участников:
• Что нового вы узнали?
• Что важного открыли для себя?
• Что удивило?
• Что обрадовало?
• С чем уходите?
Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:
• Сегодня я понял…
• Сегодня я стал…
• Сегодня я научился…
• Отныне я буду…
Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.
Ведущий: Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду!
Приложение
Памятка для родителей
«Как вести себя с ребенком в кризисный период»
1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.
2. Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса : бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.
3. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.
4. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи, защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку.
5. Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много.
Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ.
6. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.
7. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.
8. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:
категорически запрещено делать;
можно делать совместно с родителем;
можно делать самостоятельно.
9. Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени.
Плюсы такой таблицы:
станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;
с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни, и будут действовать слаженно с родителями;
такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;
ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».
10. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.
11. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.
12. Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Дляe любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.
13. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.
14. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.
15. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.