Ольга Богданова
Сценарий тематического Педагогического совета «Здоровье педагога — профессиональная ценность»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий тематического педагогического совета
«Здоровье педагога – профессиональная ценность»
Ход Педсовета:
Вступительное слово, определение проблемного поля:
У каждого человека имеется собственная система ценностей. Жизненная система ценностей человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь. Давайте попробуем определить вашу собственную систему жизненных ценностей. Разделите лист бумаги пополам и в левой колонке определите ценности, важные лично для вас (педагоги выполняют задание).
Публикация «Сценарий тематического Педагогического совета „Здоровье педагога — профессиональная ценность“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Помимо общечеловеческих ценностей существуют профессиональные ценности. Конечно, для каждой профессии эти ценности различаются. Попробуйте в правой колонке своего листа определить ценности профессии «педагог» (педагоги выполняют задание).
А теперь выстроите ценности в обеих колонках по иерархии от самой важной и значимой для вас до менее важной и значимой (педагоги выполняют задание и озвучивают все ценности, те в свою очередь по иерархии записываются на доске ведущим).
А теперь мне хочется привести слова Геродота:
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум».
Поэтому, здоровье всегда было и будет для человека самым большим желанием, некой абсолютной ценностью. Очевидно, что без здоровья все остальные ценности обесцениваются. Что же такое здоровье?
Здоровье – это благополучие физическое, духовное и социальное. Здесь все три составляющие самоценны и взаимосвязаны.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Сейчас я предлагаю вам на фигурках темного цвета написать факторы, которые присутствуют в работе педагога и негативно влияют на его здоровье (педагоги выполняют здание). А теперь разместите данную фигуру на силуэт человека, размещенного на доске. Постарайтесь определить местоположение на теле человека для каждого из своих факторов, причин. По принципу влияния данного фактора на ту или другую систему человеческого организма (ЦНС, сердечно-сосудистую систему, ЖКТ и др.).
Таким образом, мы наглядно продемонстрировали то, что педагогическая профессия – профессия разрушающая. В педагогической среде слаб авторитет здоровья. Педагоги нередко, несмотря на плохое самочувствие, выходят на работу, часто переносят простудные заболевания «на ногах», не умеют правильно себя вести в конфликтных ситуациях. Поэтому проблема сохранения здоровья педагогов очень актуальная для всех нас. Особенно в наше время, в эпоху инноваций в педагогической практике, смену общеобразовательных парадигм, перестройки всей системы дошкольного образования, перехода на работу в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Всё это оказывает значительное влияние на педагогический процесс. Происходящие перемены касаются не только профессиональной деятельности педагогов, но и их личностных качеств.
1. Игра-ассоциация «Синдром эмоционального выгорания»
Ведущий достает из корзинки два лимона. Один лимон цельный, из другого выжат сок. Оба лимона олицетворяют людей.
Посмотрите на этих людей. Как вы думаете, в каком состоянии пребывает каждый из них? Как можно охарактеризовать эти состояния? (цельный лимон – здоровый, радостный, довольный, счастливый, активный, работоспособный, спокойный и т. д. ; выжатый лимон – усталый, без сил, грустный, неэмоциональный, больной, несчастный и т. д.).
Представьте, что эти люди – воспитатели детского сада. Один из них познал ценность здорового образа жизни, работает над своим здоровьем, другой – нет. Может ли такой педагог быть образцом для подражания? Сможет ли он воспитывать здоровое поколение? Сможет ли создать вокруг себя здоровую среду?
Недаром в народе говорят о таком человеке «выжатый лимон». Посмотрите на этого человека. Что с ним произошло? Кому-нибудь знакомо это состояние? Получается, что из человека выходят все соки. Но понятие вышли соки – образное, скорее из человека вышла энергия, душа. Педагог страдает как профессионал, страдает качество его работы, страдают окружающие его люди. Такой человек не имеет возможности полностью самореализоваться, вести полноценную жизнь.
Так же есть выражение «сгорел на работе». Внутри накапливается отрицательная энергия, отрицательные эмоции. Как это проявляется? Такой человек становится неэффективным, вредным для учреждения. В большей степени подвержены этому женщины. У женщин много социальных ролей: на работе хороший педагог, дома – мать, для родителей – образцовая дочь, для мужа – идеальная жена. Женщина как сорока-белобока – этому дала, этому дала… Часто отдаем много душевных сил окружающим, но не умеем восполнить утраченные силы.
Профессиональная деятельность – важная составляющая жизни человека. Он считается здоровым, когда у него гармонично развиваются потенциальные физические и творческие силы, делающие его зрелым, работоспособным и активным членом общества. Профессиональное здоровье – важнейший элемент производственного процесса.
Каждый педагог должен быть экологичен к своему состоянию. Не доводить себя до такого состояния, который, как мы знаем, именуется «синдромом эмоционального выгорания». Должно произойти осознание ценности здорового образа жизни, работа над своим здоровьем.
Сегодня я предлагаю вам побыть в роли туристов и вместе с нашим человечком отправится в страну Здоровячков. И город, который мы посетим в этой стране, называется Берегиния. И предстоит нам в этом городе нашего «педагога» исцелить и оздоровить.
2. Музыкальная разминка.
Итак, прежде чем отправится в путь, давайте разомнемся (инструктор по физическому воспитанию проводит разминку под музыку).
3. Интерактивная игра «Ярмарка Здоровья»
В городе Берегиния есть площадь, где ежедневно проводится Ярмарка Здоровья. Мы отправимся на Ярмарку для того, чтобы приобрести товары, которые помогут привести здоровье нашего «педагога» в порядок. В процессе решения годовой задачи, мы узнали много способов избавления от недугов, ваша задача продемонстрировать их разнообразие. Предлагаю вам разделится на две команды, одна команда будет продавцами, работниками Ярмарки, которые будут предлагать покупателям разнообразные товары, рекламировать их. Другая команда будет покупателями на Ярмарке, ваша задача приобрести только полезные для здоровья товары. (Продавцы одевают фартуки с названием Лавки, и в соответствии с названием предлагают разнообразные товары. Покупатели понравившиеся «товары» покупают (карточки светлых и темных цветов) и складывают в корзинку).
Итак, вот наша корзинка, в ней полезные для здоровья товары, которые вы приобрели на Ярмарке. Думаю, они помогут нашему педагогу избавится от проблем, которые его гнетут, расслабиться и разрядиться, внести разнообразие жизни. (Карточки наклеиваются на фигурку человека, по принципу – вредный фактор – исцеляющий от данного недуга товар, например, гиподинамия = абонемент в фитнесс-зал).
Что нам понадобилось для того, чтобы избавиться от этого состояния? Отдых, сон, навыки физиологической регуляции, физическая активность, правильное питание, счастье, радость, перестройка мировоззрения из жертвы в деятеля, массаж.
4. Игра-ассоциация «Какого цвета здоровье?»
Ну что, посмотрите каким стал наш «педагог». С чем ассоциируются у вас его цвета? (с радостью, здоровьем, благополучием, спокойствием, активностью и т. д.) Мы с вами тоже молодцы, хорошо поработали, интеллектуально, эмоционально напряглись. Нужно отдохнуть.
5. Дыхательная гимнастика «Брюшное дыхание»
И сегодня мы вас обучим одному из методов физиологической регуляции – брюшному дыханию. (Проводится дыхательная гимнастика). Не зря говорят в момент стрессовый ситуации «Вздохнуть и выдохнуть».
И закончить работу нашего Педсовета я хочу притчей :
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Так что всё в наших руках!