люция гаптулхаева
Сценарий совместной деятельности педагога с детьми «Задорные наигрыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий совместной деятельности педагога с детьми
«Задорные наигрыши»
Гаптулхаева Люция Саетшовна,
музыкальный руководитель
высшей категории
МАДОУ «Детский сад № 72»
г. Березники, Пермский край
Возрастная группа: старшая группа.
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Образовательные задачи:
Публикация «Сценарий совместной деятельности педагога с детьми „Задорные наигрыши“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
познакомить детей с ложками как народным музыкальным инструментом (изготовление, особенности конструкции, приемы игры);
научить элементарным приемам игры на двух ложках («Щечка об щечку», «Маятник», «Солнышко»);
продолжать развивать умение различать характер музыкальных произведений;
поддерживать интерес к музицированию на народных инструментах индивидуально и в ансамбле;
актуализировать знания и представления детей о Пермском крае (история, полезные ископаемые, народная культура);
поощрять проявления детской инициативы и активности в музыкальной импровизации (танец-игра, игра на музыкальных инструментах, в обсуждении.
Практическая задача для детей: научиться играть на деревянных ложках, чтобы сыграть известные и новые мелодии.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
ноутбук, интерактивная доска, видеоролик «Мульти Россия: люди разные – страна одна. Пермский край», 3 музыкальных ложки.
Раздаточный материал:
Музыкальные ложки (пара) по количеству детей.
Прогнозируемый результат: дети познакомятся с видом народных музыкальных инструментов – ложками; научатся приемам игры на двух ложках; смогут сравнить знакомые фольклорные произведения по характеру; смогут проявить свою инициативу и активность в творческой импровизации на народном музыкальном инструменте; смогут вербально обобщить информацию об истории и культуре Пермского края, полученную в ходе совместной деятельности.
Индивидуальная работа: Упражнять в игре на ложках Андрея Бойко, соотносить движения с музыкой, двигаться эмоционально. Тренировка и укрепление мышц руки, пальчиковая гимнастика.
Ход совместной деятельности:
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые, нарядные. Давайте поприветствуем друг друга. Ребята, мы находимся в музыкальном зале. А как можно поприветствовать друг друга по-музыкальному?
Дети предлагают варианты приветствия.
Музыкальный руководитель:
Как замечательно мы поприветствовали друг друга. Предлагаю поприветствовать еще раз Андрея Бойко, а ты поприветствуй нас.
Упражнение «Здравствуйте».
Музыкальный руководитель:
Вы знаете, ребята, я недавно посмотрела один интересный мультфильм, и он мне очень понравился. Хотите тоже посмотреть? Проходите к экрану.
Демонстрация видеоролика «Мульти Россия: люди разные – страна одна. Пермский край»
Музыкальный руководитель:
Как вы думаете, почему мне понравился этот мультфильм? Чем еще славится наш Пермский край?
Предполагаемые ответы детей.
Андрей, ты раньше жил в Казахстане, а сейчас ты тоже живешь в Пермском крае, повтори – Пермский край.
2. Основной этап:
Музыкальный руководитель:
Ребята, а еще наш Пермский край славится богатой народной музыкальной культурой. Это народные песни, танцы, игры. Какие народные песни вы знаете?
Предполагаемые ответы детей.
Музыкальный руководитель:
А мне нравится очень красивая народная песня, угадайте, как она называется, можете мне подпевать.
Музыкальный руководитель «а капелла» исполняет один куплет русской народной песни «Во поле береза стояла». (На интерактивной доске демонстрация слайда – березы, чтобы ребенок понял, о чем песня)
Музыкальный руководитель:
Как звучит эта песня? Какой у нее характер? Как вы думаете, когда люди пели такие песни?
Дети высказывают свои предположения.
Музыкальный руководитель:
А всегда ли народные песни плавные и протяжные? Послушайте еще одну мою любимую песню.
Фонограмма русской народной песни «Светит месяц». (Демонстрация слайда)
Музыкальный руководитель:
Какой характер у этой народной песни?
Дети высказывают свои предположения.
Музыкальный руководитель:
Да, эти песни разные, потому что передают разное настроение людей, которые их исполняли. Но все народные песни – очень душевные. Говорят, что песня – душа народа. Согласны? А как вы думаете, где и когда люди пели эти песни, танцевали?
Дети высказывают свои предположения. (Андрей, давай вместе скажем, какой был характер у музыки – протяжная, медленная и т. д.)
Музыкальный руководитель:
Да, на народных праздниках люди веселились, пели и танцевали. И я вам предлагаю исполнить веселый танец-игру «Как я». (Вовлечение детьми в игру Андрея Бойко, если ребенок стесняется, выйти вместе с ним, показать движения)
Дети вместе с музыкальным руководителем исполняют танец-игру «Как я».
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня мы пели народные песни, которые издавна любят в Пермском крае, танцевали и играли под народную музыку. А на каких народных музыкальных инструментах вы умеете играть?
Предполагаемые ответы детей.
Музыкальный руководитель:
А я вот как умею играть на ложках! Это деревянный музыкальный инструмент, один из любимых в Пермском крае. Обычно ложки делают из березы или клена, поэтому у них такое легкое и задорное звучание. Праздничные ложки украшали резьбой или росписью, затем покрывали лаком и обжигали в печи.
Музыкальный руководитель играет на ложках разными способами (на двух, на трех, используя разные приемы игры.
Музыкальный руководитель:
А хотите, я вас прямо сейчас научу играть на ложках? Тогда возьмите себе по две ложки и вставайте в круг.
Дети берут ложки и становятся вместе с музыкальным руководителем в круг.
Музыкальный руководитель:
Посмотрите на ложку. Она состоит из двух частей: черенка и черпака-щечки. (Андрей, давай вместе проговорим – черенок (показать еще раз) Чтобы научиться играть на ложках, необходимо соблюдать несколько правил: слушать музыку, слушать друг друга, четко бить ритм. И тогда музыка станет ярче, интересней, будет радовать вас и ваших близких.
Показ приемов игры на двух ложках «Щечка об щечку», «Маятник», «Солнышко. Дети повторяют приемы игры сначала по показу, затем самостоятельно. (Спросить Андрея, какие приемы запомнил он)
Музыкальный руководитель:
Замечательно у нас получается! Вижу, вы уже готовы сыграть на ложках знакомую вам мелодию. Хотите, сыграем «Светит месяц»? Какие правила игры нужно выполнить?
Предполагаемые ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Давайте сыграем все вместе дружно, слушайте внимательно музыку и друг друга.
Музыкальная импровизация педагога и детей по исполнению русской народной песни «Светит месяц».
Музыкальный руководитель:
Какая у нас получилась музыка? Что нам помогло сделать ее ярче и интересней?
Дети высказывают свои предположения.
Проблемная ситуация:
Музыкальный руководитель:
Ребята, а как вы думаете, получится у нас озвучить современную музыку с помощью ложек? Хотите попробовать? А давайте поможем Андрею тоже ее сыграть.
Решение детьми проблемной ситуации «Музыкальная импровизация на ложках под современную детскую мелодию»
Музыкальная импровизация педагога и детей по исполнению песни «Динь-динь! Детский сад» (музыка А. Рыбникова).
3. Рефлексия: обсуждение результатов, оценка совместной деятельности
Музыкальный руководитель:
Как замечательно мы сыграли! Какая получилась музыка? Для кого вам бы хотелось исполнить эту музыку? Что же нам помогло так красиво и замечательно сыграть?
Дети высказывают свои мнения и оценки о совместной деятельности в ансамбле.
Музыкальный руководитель:
Да, верно, нам помогли умение, слаженность, любовь к народной музыке и интерес к народным традициям. Помня традиции своего народа, жители Пермского края из поколения в поколение передавали богатство народной музыки. И мы с вами тоже сможем сберечь их и передавать дальше. Я знаю, что скоро у нас в городе пройдет фестиваль народного творчества «Рябиновая ярмарка». Мы с вами можем там поучаствовать и сыграть замечательно на наших ложках.
Ребята, я благодарю вас за активность, открытость и творчество. Мне приятно было с вами общаться. Давайте поаплодируем друг другу за замечательную совместную работу! До свидания!
Литература:
1. Каплунова Н., Новоскольцева И. Ладушки. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая, подготовительная группа)
2. Серебров А. «Технология игры на ложках».