Татьяна Алекберова
Сценарий познавательно-исследовательского квеста «Соль Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования
Цель: расширить знания детей о минералах, о происхождении соли, о свойствах соли, экспериментах с ней, о прикладном искусстве, о народной кухне.
Задачи:
- способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;
- научиться использовать соль, как материал для творчества.
- устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности, делать выводы.
Публикация «Сценарий познавательно-исследовательского квеста „Соль Земли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Соль. Изучаем соль
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
- воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли;
- воспитывать желание интересоваться явлениями окружающей среды.
- воспитывать нравственные понятия и чувства.
Предварительная работа
- чтение художественной литературы, где речь идет о соли;
- чтение пословиц, поговорок о соли: «Пуд соли съесть», «Уйти несолоно хлебавши», «Вся соль морская в дружбе нашей». См приложение №1.
- творческая мастерская: нетрадиционная техника рисования «Рисуем с помощью соли»;
-наблюдение «Как мама использует соль?»
Ход квеста
Оборудование: шапочка короля, карта, атрибуты для декораций.
Дети приходят в музыкальный зал, где их встречает убитый горем король (Создание проблемной ситуации) Дети спрашивают, отчего король горюет. Король рассказывает легенду про своих дочерей.
Однажды я поинтересовался у своих дочерей, как сильно они любят меня. Старшая сказала, что любит меня как небо, вторая как золото, а третья как соль. Я не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве после ухода дочери превратилась в золото. Вот тогда я и понял, насколько сильно любит меня моя дочь.
Король: вот беда, с тех пор не знаю где дочь моя, куда ушла? Никто помочь мне не сможет. И еще одно, в нашем королевстве исчезла соль. И сразу посыпались несчастья. Как же быть, и дочь самая любимая потерялась и соли нет.
Король: Можно прожить без соли? Проблемная ситуация – кейс-технология.
Дети высказывают гипотезы.
Воспитатель: Что же нам делать? Где искать дочь короля? Куда идти? Где достать соль?
Король: я что-то слышал от моей младшей дочери, где она часто бывала, кому помогала, да и в её покоях я нашел вот эту странную карту, может она поможет вам найти мою дочь. Я буду вам очень благодарен.
Воспитатель: Ребята, вы сможете по этой карте ориентироваться? Тогда отправляемся в путь.
В гостях у гномиков. (Группа №3)
Задачи: познакомить детей с технологией добычи соли, со свойствами соли.
Оборудование: костюмы гномиков, макет горы, мешочки, лопаты, кирки, «горы», мешочек соли.
Ход: Дети заходят в расщелину горы, а там встречают гномики. Гномики что-то отколачивают и складывают в мешки. Дети спрашивают, чем занимаются гномики?
Гномики рассказывают загадывают загадку о соли:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Рассказывают какая она бывает. Каким трудом достается. Для чего она нужна, используя ИКТ –технологии (фильм о происхождении соли) :
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Кейс-задание для детей: «Пуд соли съели вместе», что это значит?
Гномики дарят детям мешочек соли.
Сюжетно-ролевая игра: «Повара готовят обед». (Группа №1)
Задачи: познакомить детей с разнообразием русской кухни; технологией приготовления пищи.
Оборудование: посуда, фартуки, косынки, фигурки продуктов, овощей (изготовленные детьми в свободное время); презентация с картинками блюд русской национальной кухни; самовар, баранки и т. д.
Ход игры: дети готовят обед для гостей детского сада, и сервируют стол, но вот беда, приготовленные блюда никто есть не хочет. А почему.
Поварята: Мы так старались, готовили кашу, сварили картошку, салат, а почему никто не ест не понятно?
Дети: высказывают своё мнение. Пробуют и определяют, что все блюда несоленые!
Поварята: пробуют и действительно – все несоленое, поэтому невкусное.
Дети и поварята досаливают блюда и съедают.
Повар: Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить и без которого жизнь человека невозможна.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
Загадка: при варке чего много соли не испортит блюдо. ( ответ: при варке яиц).
Повара дарят детям мешочек соли.
Лаборатория «Кристаллик» (Группа № 2)
Задачи: закрепить знания детей о соли, как кристаллическом веществе.
Оборудование: карточки с заданиями, загадки, презентация, разные виды соли, тарелки, лупы, трубочки, ложки, стаканы с водой, подносы, грязные стаканы, губка, перчатки, яйцо, цветная соль, сосуды.
Ход игры: дети выполняют различные задания, за которые им даются памятные сюрпризы.
Лаборант: я приглашаю в нашу научную лабораторию «Кристаллик»-Ну, а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких исследователей! (одеваем фартуки, чепчики, перчатки).
-Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Подойдите к столу, перед вами карточки с картинками, в одну сторону сложите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а что нельзя! (перед детьми 9 карточек, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Задача воспитанников разложить их в 2 группы, что делать можно, а что нельзя. Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группами, нужно объяснить, что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).
- Хорошо, теперь мы можем приступить к экспериментам!
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Лаборант: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Лаборант: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Лаборант: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем?
Вывод: (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».
- Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бакал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Физкультминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
Лаборант дарит детям мешочек соли.
Творческое мастерская «Соляные фантазии» (Группа № 4)
Задачи: развитие творческих способностей детей; учить детей применять навыки творчества на практике;
Оборудование: цветная соль, картинки-разукрашки, емкости.
Ход игры.
Мастер рассказывает, как еще применяется соль в художественном творчестве. Детям предлагается побыть соляных дел мастерами, изготовить или разукрасить (заранее приготовленную) посуду и картины.
Мастер: в своей мастерской я хочу показать для чего люди используют соль. Оказывается, солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в сосуд. (Дети вместе с воспитателем делают цветные сосуды).
Детям предлагается сделать (на выбор) картину или вазу из цветной соли.
Практическая работа.
Дети замечают в мастерской красивую девушку – принцессу. Спрашивают кто она, как здесь оказалась.
Принцесса рассказывает про отца, что он её выгнал из дома, а она очень любит его.
Дети уговаривают принцессу вернуться в королевство к отцу. И еще одна беда в королевстве исчезла вся соль. И дети по пути следования собрали несколько мешочков соли, чтобы отдать королю.
Мастер детям дарит мешочек соли.
Все вместе возвращаются к королю.
Дети идут в музыкальный зал.
Встреча короля и принцессы.
Король: спасибо вам, дорогие ребята, вы вернули мне самую любимую дочь.
Дети: мы еще соль вам принесли!
Король: спасибо вам большое, как много мешочков вы принесли, а где же вы взяли соль?
Дети рассказывают где были, и кто им подарил мешочки с солью.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой (На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.)
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
9. Для использования в соляных пещерах– укрепление здоровья.
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
Приложение №1
Пословицы о соли
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб не естся
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без соли, без хлеба — худа беседа
Без хлеба не сытно, без соли не сладко
Без хлеба смерть, без соли смех.
В людях форсит, а дома без соли сидит.
Велика твоя хлеб-соль, а всё корочки.
Всем угодишь — себе насолишь
Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь
За хлебом-солью каждая шутка хороша
И старая кобыла до соли лакома
И тесно и на брюхе пресно
На хлебе, на соли, да на добром слове
Несолоно есть — что с немилым целоваться
От пресной еды и бары хворают
От хлеба-соли и царь не отказывается
Помяни соль, чтоб дали хлеба
Пуд соли вместе съесть
Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Соли не жалей, так и есть веселей
Соли нет, так и слова нет
Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит
Хлеб да соль и обед пошел.
Хлеб-соль — заемное дело.
Хлеб-соль ешь, а правду режь
Хлеб-соль и во сне хорошо
Хлеб-соль кушал, а нас не послушал
Хлеб-соль разбойника побеждает
Хоть бы песок, лишь бы солил
Щепотка соли делает сахар слаще
Запас соли не просит
И старая кобыла до соли лакома
Камзолы зеленые, а щи не соленые
Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
Кто ворует, тот горюет, а мы живем — хлеб-соль жуём
Лень без соли обедает
Лень добра не делает, без соли обедает
Лень и щи без соли хлебает
На соль пьётся, на хлеб спится
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать
Нам хоть песок, только б солил
Не солоно хлебавши
После хлеба-соли обед сном золотят
Русский человек хлеб-соль водит