Яхно Оксана Николаевна
Сценарий по познавательной деятельности «Удивительные камни» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР д/с «Аленушка»
Удивительные камни
Сценарий по познавательной деятельности для детей подготовительной группы.
Воспитатель : Яхно О. Н
Пгт Усть-Абакан,2020
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Публикация «Сценарий по познавательной деятельности „Удивительные камни“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
К. Е. Тимирязев
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования активно формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира-метод экспериментирования. Главное достоинство этого метода в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, я даю им для обследования, в котором «задействуются» как можно больше органов чувств. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, появляется способность анализировать и обобщать. Дети лучше запоминают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений. Они начинают рассуждать, делать умозаключения, строить свои предположения. Дети очень любят экспериментировать, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Цель:
Обеспечить условия для знакомства детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
Задачи:
1. Создать условия для знакомства детей с окружающим миром, со свойствами объектов и следственными связями, действующими в мире.
2. Обеспечить условия для самостоятельного исследования предмета.
3. Обеспечить условия для развития умения работать в группах, для умения выслушать друг друга, вырабатывая единую точку зрения, уважая права других детей.
Материалы:
Небольшие поддоны для детей, молоточки, кусочки коричневой ткани, лупы, природные камни (каменный уголь, мел, известняк, искусственные камни (керамзит, бетон, галька, салфетки, сок лимона, ящик ощущений, миски с водой, картинки с изображением камня, воды, пара.
Предварительная работа:
Чтение сказок: «Хозяйка медной горы», «Волшебник изумрудного города», «Три поросенка», «О чем шепчутся камни»; сбор коллекции камней, беседы: «Что такое горы», наблюдение на улице, прогулки, экскурсии в природу, экспериментирование, опыты.
Ход НОД:
Дети заходят в сад. Их встречает Боровичок.
Боровичок:
Здравствуйте, дорогие гости. Добро пожаловать в мое царство-государство. Недавно я нашел на тропинке клад, хотел посмотреть, что там спрятано, но начался ливень. А на следующий день пошел искать, но не нашел, забыл, где я его видел. Помню, что на том месте лежал предмет, которого на моей тропинке быть не должно: вроде бы и камень, но не настоящий, а людьми сделанный. Не знаете что это? Вот вам подсказка.
(работа с ящиком ощущений. В ящике лежит кирпич, дети на ощупь должны определить, что находиться в ящике.)
Вопросы: «Это твердый предмет или мягкий? Шероховатый или гладкий? Тяжелый или легкий? Так что это за предмет?»
Дети:
Кирпич.
Боровичок: «Из чего сделан кирпич? Где он используется? А какие камни вы еще знаете? Давайте рассмотрим эти камни, что о них можно сказать? Чем они отличаются?» (Гладкий, шероховатый, угловатый, теплый, холодный, маленький, большой и т. д.)
Ребята, где на земле можно увидеть больше всего камней? (в горах). У Земли есть каменная одежда, там, где эта одежда видна на поверхности, мы видим горы. А горы -это и есть камни. И камни бывают разные. Кто из вас был в горах? Какие бывают горы?
Моделирование:
Каждый ребенок держит на ладони кусочек ткани. По команде воспитателя он поднимает пальцы, сжимает ладошку в кулак-получаются горы. После моделирования дети слушают стихотворение Р. Сефа «Камень».
Боровичок:
Мы с вами внимательно сейчас рассмотрим крупные камни при помощи лупы : если есть трещинки, то что здесь растет? (Мох, лишайник, растения). Большие трещинки или маленькие? Есть ли в них земля? Откуда же взялись эти трещинки?
Дети высказывают предположения.
Боровичок:
Горы такие большие, такие высокие, а камни, из которых они состоят такие крепкие. Почему же они все- таки разрушаются? (Выводы детей.)
Игра «Горы и камешки»
Дети-камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила была большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка- капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, звук ветра). Вот покатился с горы камешек (один ребенок отходит от остальных, потом другой. Гора становилась все незаметнее (все дети расходятся). Так вода и ветер трудились день за днем и победили большую гору».
Триз с элементами социоигры.
Какие человечки живут в камне? (твердые)
Какие могут жить в трещинах? (жидкие и газообразные).
Детям предлагается объединиться по карточкам в компании. Каждой компании предлагается задание: найти по схеме твердых, жидких и газообразных человечков. Изобразить их своей компанией, а затем показать, как жидкие и газообразные человечки могут разрушать твердых.
Физминутка.
«Камень, ножницы, бумага».
Детям предлагается объединиться и договориться, как они будут изображать эти предметы.
Экспериментирование.
1. Что будет, если мы положим камень в воду? Он утонет? Будет плавать? Бросим камень в воду и понаблюдаем. (на воде образуются круги) Может ли камень плавать? Возьмем керамзит и опустим в воду. Что происходит с каждым из них? Почему? Дети делают вывод о том, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет.
2. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камушками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?
Боровичок:
Обратите внимание, ребята, на эти камни. Они вам знакомы? (Мел, известняк, каменный уголь). Эти камни состоят из остатков мелких растений и животных, которые в древности жили на земле. Как человек использует эти камни?
Экспериментирование.
1. Может ли камень шипеть? Возьмем кусочек лимона и капнем соком на мел. Что происходит? (камень злиться, шипит, ему не нравиться лимонный сок).
2. А что произойдет, если положить известняк в воду? (Извержение маленького вулкана).
3. Каменный уголь-интересный камень. Он получился из останков растений. Как вы думаете он очень твердый? (дети разбивают молоточком уголь, наблюдают пласты слежавшихся останков растений).
Боровичок:
Ребята, понравилось вам гостить у меня? А что вам понравилось больше всего в моем царстве-государстве. А что бы вы хотели еще узнать о камнях? А может вас что-то другое заинтересовало? Ведь мир природы полон тайн и загадок.