Елена Пономаренко
Сценарий педагогического мероприятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор разработки: Пономаренко Елена Ивановна, учитель-логопед группы компенсирующей направленности.
Тема «Воздух – невидимка»
Образовательная область: Речевое развитие. Познавательное развитие.
Программное содержание:
Образовательные задачи: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Публикация «Сценарий педагогического мероприятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Способствовать развитию памяти, мышления, расширению и активизации словаря на основе знаний, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Уметь задавать вопросы и отвечать на них полно или кратко, делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Развивающие задачи: развивать речь, стимулировать к познавательной деятельности и экспериментированию.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к природе, коммуникативные качества: чувства товарищества, взаимопомощи, доброжелательности.
Материально-техническая база: весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с водой; веера, целлофановые пакеты, острые палочки на каждого ребенка; мыльные пузыри на пол группы детей; игрушка - Маша; воздушные шары в связке,
Дидактическое пособие: карточки - обозначения свойств воздуха.
Предварительная работа: Беседа на тему: «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский, частично- поисковый.
Вводно-организационный момент(1-2 мин.)
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Что относится к живой природе? (люди, животные, растения?
А что относится к не живой природе? (камни, вода, воздух, почва, звезды?
Чем отличается живая природа, от неживой природы?
(Живая природы растёт, дышит, питается и размножается)
Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? (Ответы детей)
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
Беседа о живой и неживой природе.
Загадка о воздухе.
Мотивационно-ориентировочный
(2 - 3 мин.) (Из-за дверей доносятся звуки)
Маша: ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери?
(В комнату на воздушных шариках залетает Маша).
Здравствуй Маша! Как ты к нам попала?
Маша: здравствуйте ребята! Я гуляла с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.
Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Ребята, расскажите Маше, о чем мы с вами будем сегодня говорить. (говорят дети).
Маша: о воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышала, но никогда с ним не встречалась.
Воспитатель: Погоди Маша. Мы тоже никогда с ним не встречались, но знаем, что он вокруг нас.
Маша: ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался? Может его совсем нет?
Воспитатель: никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Маше, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, где мы сможем проводить опыты, как настоящие ученые (дети переходят за столы).
Сюрпризный момент
Практический - поисковый
(15 - 17 минут)
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что в них находится? (воздух)
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите, свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (Предложить детям сделать соответствующий вывод)
«Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Маша: Я уверенна, что там ничего нет!
Воспитатель: хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на пакет руками. Что вы чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к Маше и направляет на неё струю воздуха).
Маша: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод? ( Дети: «Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать»).
Опыт №2 «Что в стакане?»
Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Маша: это же всем понятно, что в нем ничего нет.
Воспитатель: вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и стакан.
Переверну стакан вверх дном и буду медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стакан нужно держать ровно.
Как вы думаете, попадает ли вода в стакан?
Вынимаю стакан из воды. Посмотрите, какой стакан снаружи? (мокрый)
(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри, а внутри сухой).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? (Говорят дети).
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. (Воспитатель предлагает детям самостоятельно повторить опыт и ещё раз убедиться, что стакан внутри сухой).
А теперь, попробуем вместе опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Вода постепенно вытесняет воздух из стакана и занимая его место.
(Дети рассуждают и делают соответствующий вывод «Воздух занимает воздух»).
Маша: Ребята, я тоже вспомнила, как можно увидеть воздух! Меня Миша угощал соком, я пила его через трубочку для коктейля и случайно дунула в неё и увидела пузырьки. Я стала дуть ещё и ещё! Было так весело.
Воспитатель: Молодец Маша! Ты нам подсказал еще один интересный опыт с воздухом.
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Воспитатель: перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочку в воду и подуйте в неё. Что вы видите?
-Из воды выходят пузырьки.
- Откуда они берутся? (Рассуждения детей)
Маша: А почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Ребята, действительно, почему пузырьки поднимаются на поверхность? (Дети рассуждают и делают соответствующий вывод).
-Потому, что воздух легче воды.
Воспитатель: Ребята, вот у меня пробка.
Как вы думаете, какая она? (стеклянная)
А пузырёк из какого материала? (из стекла).
Значит он какой? (тоже стеклянный)
Воспитатель опускает стеклянную пробку в воду - тонет. Опускает пузырёк, закрытый пробкой – плавает. (Дети рассуждают и делают вывод, что пузырек закрыт, в нем воздух, а воздух легче воды).
Воспитатель: Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
«Мыльные пузыри».
Ребята, Маша! У меня для вас есть небольшой сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри).
Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут надувать пузыри, другие ловить, а потом наоборот.
Воспитатель: А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Как вы думаете, воздух имеет вес?
Маша: конечно, нет!
Воспитатель: хотите проверить?
Опыт № 4 «Имеет ли воздух вес?»
(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)
Что у меня в руках? (воздушный шар)
Почему он так называется? (Внутри шара воздух)
Нам понадобятся весы, которые мы с вами сделали и два одинаковых воздушных шарика. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проколю один из шаров.
Что произошло?
-Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх.
-Какой можно сделать вывод?
- Шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Маша: а мне интересно, имеет ли воздух запах?
Воспитатель: как вы думаете ребята? Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? (рассуждения детей)
Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»
Маша: тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?
Воспитатель: погоди, не спеши, Маша. Мы сейчас попробуем тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов любые запахи. (Воспитатель вместе с детьми вспоминают, как проходя мимо кухни, чувствовали запах котлет, как доносился до них запах цветущей акации)
Маша: Воздух еще и двигаться умеет?
Воспитатель: Скажи Маша, как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Маша: Меня ветер принес.
Воспитатель: Ребята, что такое ветер? (ответы детей)
Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать и увидеть движение воздуха?
Как мы на прогулке наблюдаем движение воздуха: (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (рассуждают дети)
Опыт № 5 «Движение воздуха»
Воспитатель: Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? (Рассуждения детей)
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? (холодный воздух)
Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха. «Воздух – движется».
Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, вспоминали, чем отличается живая природа от неживой, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.
Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
А чем мы дышим? (Кислородом)
Кому еще нужен кислород для дыхания? (Животным, насекомым, птицам)
Скажите ребята, откуда берется кислород?
(Рассуждения детей на основе ранее полученных знаний)
Маша: значит, если бы не было растений, нам тяжело было бы дышать?
Воспитатель: Правильно Маша!
Дети, какой можно сделать вывод?
-Нужно сажать больше растений. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.
Дети, совместно с воспитателем проводят опыт.
Воспитатель ставит карточки– обозначения на магнитную доску.
Воздух не имеет цвета, он прозрачный
Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать
Педагог ставит на магнитную доску карточку– обозначение
«Воздух занимает место»
Педагог ставит на магнитную доску карточку– обозначение
«Воздух легче воды».
Динамическая пауза
Игра: «Поймай мыльный пузырь»
Педагог ставит на магнитную доску карточку– обозначение
«Воздух имеет вес».
«Воздух не имеет запаха»
Педагог ставит на магнитную доску карточку– обозначение
«Воздух – движется».
Рефлексивно – оценочный
1-2 мин. Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии. (Дети вместе с воспитателем повторяют свойства воздуха по карточкам – обозначениям)
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух имеет вес.
5. Воздух движется.
6. Мы дышим воздухом. Он часть природы.
Маша: спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самая умная девочка на свете!
Воспитатель: Приходи к нам еще, мы каждый день узнаём много нового и интересного.
Маша: спасибо! Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными! До свиданья, ребята!
Маша даёт детям шарики и уходит. Дети самостоятельно надувают шары и играют с ними.