Камараули Елена
Сценарий открытого занятия по патриотическому воспитанию «Ярмарка» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию
«Ярмарка» для подготовительной группы.
Цель: формирование познавательного интереса к традиции проведения ярмарок на Руси, русской культуре, чувства принадлежности к своей стране.
Задачи:
- воспитывать духовно-патриотические чувства и нравственные качества;
- гордость за талант своего народа, уважение к мастерам;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- обогащать активный словарный запас;
- закреплять умение различать виды народного декоративно- прикладного искусства;
- вызывать интерес к изучению истории России, русского народного творчества;
- развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий мастеров разных промыслов (фон, колорит росписи, элементы узора);
- мелкую моторику;
- воображение, фантазию, творческое восприятие через самостоятельную деятельность;
- формировать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми и взрослыми.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и репродукций с ярмарочными гуляниями; ознакомление с каждым промыслом в отдельности (Хохлома, Гжель, Городец, Дымково).
Оборудование: костюмы с элементами хохломской, городецкой, гжельской, дымковской росписи, бумажные куклы, 4 рисунка с гжельской росписей для обозначения, театре, подлинные рай ящичек-раёк с подсветкой как в теневом театре, подлинные изделия народных мастеров; корзина для покупок, ленты на обруче, музыкала ное сопровождение (русские народные мелодии, перчаточная кукла Петрушка, тряпичные мячи (по количеству детей, проектор.
Дети входят в «русскую избу», садятся на лавки.
Хозяйка. Дети, к нам сегодня пришло письмо от бабушки Арины. Давайте вместе прочитаем, что она пишет: «Здравствуйте, дети! Пишет вам бабушка Арина. Я жива, здорова. Новости у меня такие: соседка моя, бабушка Матрена, на ярмарке была. Рассказала, как понавезли на ярмарку товару видимо-невидимо. Там ложки, плошки, там и игрушки-погремушки, там и пряники мятные, сладости ароматные; все что душе угодно. Очень я пожалела, что на ярмарке не была, ничего себе не купила. Вас, ребята, в гости к себе жду. Приезжайте все вместе. С любовью, бабушка Арина».
Дети, хотите попасть на ярмарку? Там мастера-умельцы продают свой товар. Можно будет для бабушки Арины какие-нибудь интересные подарки присмотреть.
Дети отвечают.
Тогда давайте подумаем. Как раньше мальчики и девочки могли нарядиться на ярмарку?
На полу перед детьми лежат бумажные куклы с одеждой.
Дети выбирают праздничную одежду русского мальчика и девочки.
Ну что, нарядились? Тогда садитесь в телегу и тятя** нас отвезет на лошадке на ярмарку.
Динамическая пауза
Дети, сидя в кругу, передают друг другу тряпичные мячи и произносят потешку:
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
Как кричит лошадка наша?
Иго-го!
Мы скакали, мы скакали,
А теперь скакать устали.
Пр-р-р!
Потешка повторяется с передаванием мячей в другую сторону.
- Приехали!
Из-за ширмы появляется Петрушка
Петрушка
Внимание! Внимание! Внимание!
Поторопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
Что душа твоя желает
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Хозяйка. Ребята, это нас Петрушка встречает - самая известная в России и любимая балаганная игрушка. И такие театры-балаганчики ставили на ярмарках.
Петрушка. Проходите, гости дорогие, усаживайтесь на лавки. Сейчас картину показывать будем.
Демонстрируется слайд картина В. Нагорного «Ярмарка».
Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы.
- Что привезли мастера на ярмарку?
Дети. Самовары, пряники, чайники, корзины, ведра, сундуки, бочки, баранки, шали-платки, шарики, керосиновые лампы.
Петрушка. В какое время года проходит ярмарка?
Дети: Зимой.
Петрушка. Как мы понимаем, что день морозный?
Дети. Снег не тает, на деревьях иней.
Петрушка. Что разносят мужчины в белых фартуках?
Дети. Сбитень".
Хозяйка. Много на ярмарке всякой посуды, интересно откуда? Петрушка, помоги ребятам понять, откуда привезли посуду да игрушки?
Петрушка. Самая веселая в мире игрушка. Неунывающий русский Петрушка!
Хозяйка. Хватит балагурить, пора ребят на ярмарку приглашать!
Петрушка. Пора бублики жевать? Это я завсегда готов!
Хозяйка. Кричи: «Начинаем балаган!»
Петрушка. Нападает хулиган?
Хозяйка. Не путай ты слова, Петрушка, и не пугай детей понапрасну. Они сюда по делу приехали. Кричи: «У нас будет представление!»
Петрушка. Вас ждет большое удивление, такого насмотритесь, чего сроду не видывали!
Хозяйка. Эх! Петрушка! Ребята к тебе в гости пришли, а ты их так принимаешь! Нехорошо! Нехорошо!
Петрушка. Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый! На ярмарку проходите! Товар у нас важный, похвалит купец каждый.
Пожалуйте к нам сюда! С добрых молодцов пятак берем, а красным девицам даром отдаем.
Хозяйка. Петрушка, покажи детям раёк с картинками, а мы будем отгадывать, откуда же привезли мастера посуду и игрушки.
Петрушка меняет картинки в райке (по типу теневого театра). Входят дети в костюмах с элементами декоративных росписей и читают стихи.
Хохлома
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек завитой.
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
Гжель
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий - небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Городец
Коль на досочке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит. (городец).
Дымка
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну, назовите меня.
Дети называют роспись и говорят, откуда мастера привезли свои товары.
Игра «Купец»
Дети делятся на мастеров и покупателей. Мастера надевают на себя элементы одежды с рисунком определенной росписи и становятся к нужной лавке (Хохлома, Гжель, Городец, Дымково).
Перед детьми-покупателями раскладываются разрезные картинки с элементами разных росписей. Детям нужно принести картинку к той лавке, к какой росписи, по их мнению, относится рисунок.
Мастера, после того как все картинки принесены, складывают все их части. Если картинка сложена правильно, мастер дарит что-нибудь из своей лавки для бабушки Арины.
Игра «Карусели»
В центре становится педагог, держащий обруч, на котором привязаны ленточки (обруч с ленточками поднят вверх). Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки «Сели на карусели». Идут по кругу и произносят слова песенки:
Еле, еле, еле, еле-
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом -
Все бегом, бегом, бегом.
Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два -
Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки и бегают по площадке, а по сигналу педагога вновь бегут к карусели, образуя круг, и берутся руками за ленточки.
Хозяйка. Молодцы, ребята. Теперь у нас есть подарки для бабушки Арины. А что же привозили детям с ярмарки? Как вы думаете?
Дети отвечают.
Самым лучшим подарком для ребенка всегда были игрушка или лакомство. Давайте и мы сделаем игрушечных тряпичных петушков. Будет и у нас игрушка с ярмарки.
Дети делают петушка.
Мастер-класс «Тряпичный петушок»
Оборудование: льняная ткань (15 15 см, хлопковая ткань красного цвета (5х20 см, наполнитель, узкое кружево из хлопка, нитки красного цвета «ирис», ножницы, палочка.
Порядок выполнения
1. Сложить ткань по диагонали, чтобы получился треугольник, лицевой стороной ткани наружу.
2. Отрезать кусочек красной нити и обмотать вершину треугольника, формируя клюв петушка. Затем оба конца нити завязать узлом.
3. Кусочек ткани красного цвета сложить пополам и перевязать красной нитью на расстоянии 1,5 см, делая гребешок, надеть его на петушка чуть дальше клюва и завязать нитью снизу, формируя бородку.
4. Перевязать красной нитью второй угол, отступив 4 см от угла, создавая хвостик, и прорезать ножницами перья.
5. Раскрыть получившийся мешочек и вложить наполнитель (не очень плотно).
6. Отступив от гребешка, сформировать головку и перевязать нитью, хорошо затягивая.
7. Постараться убрать срезы ткани внутрь и внизу перетянуть ткань нитью, создавая тело петушка.
8. Просунуть снизу деревянную шпажку (палочку) и завязать бан- тик из кружева. Петушок готов.
После этой работы дети опять садятся в «телегу» и под слова потешки, цокая язычками, возвращаются домой в детский сад.
Хозяйка расспрашивает, что они видели на ярмарке и какие подарки привезли для бабушки Арины, принимает от детей подарки.
Хозяйка. Что вам, ребята, понравилось на ярмарке? Какие новые слова или названия запомнили?
Дети отвечают.
Что расскажете дома маме и папе?
Дети отвечают.
На прощание Хозяйка угощает всех детей сахарными петушками.