Папки-передвижки

Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме: «Образы русской народной и духовной музыки»

Рина Хабибуллина
Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме: «Образы русской народной и духовной музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить учащихся с особенностями развития народной и духовной (церковной) музыки в Древней Руси

Задачи:

1. Формирование представлений о народной и духовной музыке Древней Руси

2. Развитие мыслительной деятельности, путем сопоставления и выявления общего, опираясь на образное содержание, музыкальный язык.

Публикация «Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме: „Образы русской народной и духовной музыки“» размещена в разделах

3. Формирование увлеченного отношения к музыкальной культуре родной страны

Тип урока: Изучение нового материала

Проблема урока: Найти общие и различные черты церковной и народной музыки.

Музыкальный материал : “Да исправится молитва моя” П. Чесноков, “Молитва” Б. Окуджава, “Знаменный распев”, “Свете тихий” Киевский распев, хор “Свет и сила бог Ярило” Н. Римский-Корсаков, “Во кузнице” РНП, Частушки скоморохов.

Дополнительный материал: Презентация, муз. инструменты, карточки с названиями народных инструментов, аккордеон, костюмы скоморохов, АРМ, тексты песен, магнитола.

Ход учебного занятия

1. Организационный этап

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Приветствие, выявление отсутствующих, организация внимания Полная готовность класса к работе

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала

Начало презентации

Сегодня мы рассмотрим тему “Образы русской народной и духовной музыки’. Узнаем, какова была в древние века церковная музыка и народная музыка.

Активизация внимания на мультимедийный экран

3. Этап усвоения новых знаний

Обратимся к истории : 988 год – произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Киевский князь Владимир по примеру своей бабушки – княгини Ольги принял крещение, провозгласил на Руси христианскую веру в единого Бога – Иисуса Христа.

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.

Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Унисон – в переводе 1 звук. Когда звучит одна мелодия в разных октавах.

Ребята, скажите, как называется пение без сопровождения?

Какой был характер музыки, которую мы только, что слушали?

Отличительная черта русской православной музыки пение без сопровождения – a capella.

Человеческий голос – как считалось признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках.

С крещением на Русь пришла церковная музыкальная культура Византии. Создатели гимнов и распевщики не могли сразу “запеть” на чужом языке – они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры и “иноземной”, выразился в таком явлении, как знаменный распев.

Для записи использовалась знаменная нотация (знамя-знак). Безлинейные знаки, позднее знаменная нотация получила название крюковой (главный знак – крюк)

Прослушаем фрагмент знаменного распева

Вопросы учителя по исполнению и настроению музыки

В 15 веке в русской иконописи развивается богословское учение о Троице. Троичность в иконописи отразилась и на музыкальном искусстве. В церковном пении появляются 3 мелодические линии (3-х голосие)

17 век многоголосное пение - Партесное

19 век. В творчестве русских композиторов С. Рахманинов, П. Чайковский встречаются произведения церковных жанров. “Всенощное бдение”, “В церкви”.

Жанры церковного пения: Молитва, кондак, тропарь, величальная – все эти жанры входят в состав основных церковных служб

(Литургия, Всенощная)

Сейчас мы послушаем произведение П. Чеснокова “Да исправится молитва моя”, солирует наша русская певица И. Архипова.

Какой характер музыки?

Что вы почувствовали?

Как вы считаете, оказывает ли церковная атмосфера воздействие на человека?

Наши современники, поэты, композиторы обращаются в своем творчестве к жанрам церковной музыки. Сейчас мы с вами исполним песню Булата Окуджавы “Молитва”

Как вы считаете, что хотел своей песней сказать автор?

Скажите, ребята, какого вероисповедания были древние славяне?

Почему?

В каких богов верили язычники?

Слушаем хор из оперы Снегурочка Н. Римского-Корсакова “Свет и сила бог Ярило”

Как звучала музыка?

Как начинался хор с многоголосия, или сольного запева?

Где мы с вами слышали пение a capella? Правильно, в знаменном распеве

Очень много былин, сказов о музыкантах и музыкальных инструментах. Всем известны такие имена как Садко, Баян.

Что такое фольклор? Устное народное творчество.

Кто являлся носителем народного творчества? – бродячие артисты.

Театральный момент

(в коридоре шум и крики)

Выход скоморохов:

Здесь народ, давай сюда!

Выступать уже пора!

(исполняют частушки)

1. Мы и петь смогем

И плясать смогем

И играть смогем

Не скупись рублем.

2. На базарах, на пирах

всюду выступаем

своей звонкою игрой

народ потешаем.

3. Мы веселые бродяги

и душой свободны

нам не надо славы, благ

хотим любви народной

Ну что узнали нас?

Кто мы такие?

Правильно, мы скоморохи.

На княжеских пирах, народных гуляниях первые музыканты.

А знаете ли вы, на каких музыкальных инструментах мы можем играть?

Чтобы это проверить нужны 3 смельчака (по одному человеку с ряда)

Выходите! (работа с карточками, где написаны различные инструменты)

Скоморохи:

Эх! (грустно)

Выгоняют нас. Царь Алексей Михайлович издал указ, теперь нам запрещают выступать, ломают и жгут наши музыкальные инструменты, придется ехать на Урал и в Сибирь.

Учитель:

Не расстраивайтесь скоморохи, на Урале вас полюбят. Сохранят ваши песни и музыкальные инструменты.

Древнюю балалайку нашли именно на Урале и отдали ее В. Андрееву. В. Андреев научился сам играть, наладил фабричное производство, создал 1 Великорусский оркестр народных инструментов.

А знаете ли вы, как называется наш знаменитый Челябинский оркестр русских народных инструментов? (“Малахит”).

Давайте повеселим наших скоморохов, исполним песню шуточную “Во кузнице”

Слуховое и зрительное восприятие информации

Понятие записывается в тетрадь

Ответы на вопросы учителя:

a capella

Строгая, внутренняя мощь, величественность

Понятие записывается в тетрадь

Слуховое восприятие

Ответы на вопросы учителя

Понятие записывается в тетрадь

Учащиеся называют жанры, читая по карточкам

Слуховое и зрительное восприятие

Ответы на вопросы учителя

Исполнение песни

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя

(Язычниками)

(Не могли объяснить некоторые законы природы)

(Перун, Ярило, Макош)

Слуховое восприятие

Ответы на вопросы учителя

(Строго, эпично, торжественно)

Ответы на вопросы учителя

Участники – скоморохи выступают

Остальные учащиеся хлопают

Отвечают на реплики артистов

Отвечают на реплики артистов

Участие в игре, каждый ряд помогает своему участнику

Участники – скоморохи выступают

Слуховое и зрительное восприятие информации

Ответы на вопросы учителя

Исполнение песни (стоя, играя на шумовых инструментах)

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Какие жанры народных песен вы можете назвать?

Кто исполняет народную музыку, а кто духовную?

А в каком составе исполняют молитву “Отче наш”, или “Символ веры” (все прихожане)

О чем говорится в духовной музыке?

Какой образный строй ей характерен?

А в народной музыке?

Есть ли что-то общее между хором “”Свет и сила бог Ярило” и церковной музыкой?

(исполнение a capella, образный строй)

Учащиеся отвечают на заданные вопросы

Учащиеся размышляют по заданной теме

5. Этап закрепления нового материала

Ребята, давайте вспомним как появилась, а затем развивалась церковная музыка

Назовите жанры церковной музыки

Назовите русские народные инструменты

Кто создал 1 Великорусский оркестр народных инструментов

Как называется Челябинский оркестр русских народных инструментов

Учащиеся отвечают на заданные вопросы

6. Этап инструктаж по выполнению домашнего задания

Составить ребусы из названий русских народных инструментов Запись домашнего задания

7. Подведение итогов урока

Музыка народная и духовная различны по образному содержанию, музыкальному языку. Но это не мешает двум культурам существовать параллельно, радовать нас своим богатством и красотой.

Оценки за урок.

Спасибо за внимание и работу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по рассказыванию русской народной сказки «Колобок» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе детского сада. «Рассказывание русской народной сказки.

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой_матрешкой» Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Формировать эмоциональную.

Интегрированное занятие по теме: «Чтение и драматизация русской народной песенки Курочка-Рябушечка» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Колокольчик» Интегрированное занятие по теме: «Чтение и драматизация русской.

Конспект музыкального занятия по теме проекта «Времена года в поэзии, живописи и музыке» Конспект музыкального занятия по теме проекта «Времена года в поэзии, живописи и музыке» для подготовительной к школе группы. Ход занятия.

Конспект открытого урока по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» во 2 классе на тему «Развитие музыки» МБУДО ДШИ г. Усмани филиал с. Октябрьское Предмет: «Музыкальная грамота и слушание музыки» Открытый урок во 2 классе по теме: "Развитие.

Конспект занятия «Знакомство с русской народной сказкой «Хаврошечка» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с русской народной сказкой «Хаврошечка» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой.

Конспект занятия «По следам русской народной сказки» С элементами театрализации и занимательными заданиями по русской народной сказке «Гуси –лебеди». Цель: Содействовать возникновению стремления.

Проект «Образы родной природы в музыке» Проект «Образы родной природы в музыке». Автор: Думкина С. А., музыкальный руководитель МБДОУ д/с №13 г. Мценск. Объект исследования - образы.

Сценарий урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины» Предмет: музыка 3 класс. Тема урока: «Певцы русской старины». Цель урока: раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах.

Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины» Предмет: музыка 3 класс. Тема урока: «Певцы русской старины». Цель урока: раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме: «Образы русской народной и духовной музыки»
Опубликовано: 12 января 2017 в 18:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме: «Образы русской народной и духовной музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Рина Хабибуллина (УИ 419487) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД