Шамшина Наталия
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе
[/b]
Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
[/b]
- Развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.
- Формирование умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но.
Ход урока:
Публикация «Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: „Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
I. Актуализация знаний
«Что умеете хорошего,
то не забывайте, а чего не умеете,
тому учитесь – как отец мой,
дома сидя, знал пять языков,
оттого и честь от других стран»
«Поучение» Владимира Мономаха
- Кто такой Владимир Мономах?
(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).
- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?
- Откройте тетрадь.
- Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
- Напишите «Классная работа».
Минутка чистописания
- Определите, какую букву будем сегодня писать?
И Д А В К
Е О П Р А
Ш А Я У Т
- В какой орфограмме мы можем встретить эту букву?
(Безударная гласная в корне слова)
- Как проверить безударную гласную?
2
.Словарная работа
Знакомство с новым словарным словом
- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите сами, внимательно слушая и выполняя задания.
Задание №1
Первая буква нового слова - это гласная второго слога в слове (облако)
Задание №2
Вторая буква - согласная, два раза встречающаяся в слове (иллюстрация)
Задание № 3
Третья буква- первая согласная второго слога в слове (ремонт)
Задание №4
Четвертая буква - непроверяемая безударная гласная в слове (батон)
Задание №5
Пятая - второй звонкий согласный звук в слове (газета)
- Какое слово получилось? (АЛМАЗ)
Запишите его. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Какая ещё орфограмма встретилась в этом слове? (парная согласная в корне слова)
- Проверьте, запишите рядом проверочные слова. (алмазы, алмазный)
- Выделите корень.
Немного из истории предмета.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
- Знаете ли вы, что алмаз - это минерал, кристалл, простой углеводород. Его родственники - сажа в трубе, графит в простом карандаше. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н. э.
Работа с деформированным предложением
Составьте предложение из слов:
алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался.
Работаем в парах.
(Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)
-Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему (одна пара работает у доски).
- Дайте характеристику предложения.
(Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку на стр. 143) (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и)
- С помощью чего мы соединили части сложного предложения?
- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)
- Какие вы знаете союзы? (И, А, НО)
Найдите ошибку.
Скоро ударил раскатистый гром все по домам побежали бегом.
- Сделайте вывод:
как могут соединяться части сложного предложения?
(Без союзов и с помощью союзов.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
II. Формулирование проблемы.
Проблемная ситуация.
Работа по учебнику (перед упр. 72).
Ученики читают диалог и фиксируют новую ситуацию: перед одиночным союзом и стоит запятая. На основе приведённого диалога определяют вопрос урока и сравнивают его с авторской формулировкой в учебнике.
Определение темы урока
Постановка целей.
-На какие вопросы, как вы считаете, мы должны дать ответы в ходе урока?
- Как ставится запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?
- Какие отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами
- Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Ставили цели)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний
.
1.
Работа в учебнике.
Самостоятельное наблюдение по учебнику в парах.
Упр. 72. Ученики читают по два предложения (одно из левого, другое из правого столбика, сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзом а (но, и, в правом — бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.
— Сделайте вывод после наблюдений:
когда ставится запятая в сложном предложении?
2. Ответы на вопросы после наблюдений (с. 68).
Работа со схемами.
- Сравните схемы предложений. Почему приведены по две схемы с каждым союзом? (Одна - сложного, другая - простого предложения с однородными
членами).
— В какой из схем вы заметили различие в постановке запятой перед союзом? (В схеме с союзом и.)
- Ответьте на основной вопрос урока:
в каких случаях перед союзом и ставится запятая? (Если предложение сложное, между его частями перед союзом и ставится запятая.)
3.
Работа над правилом.
- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении.
- Прочитайте всё правило (текст в рамке). Назовите ключевые слова в этом тексте.
- Сколько в нём частей? О чём 1-я часть? 2-я?
- Закончите фразу:
Части сложного предложения соединяются. (союзами и, а, но, интонацией, а разделяются. (запятой).
- Как бы вы ответили на уточняющий вопрос после правила (с. 69?
4.
Работа в группах.
Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное с союзом. Работа по карточкам.
• Утром солнце поднялось в морозной дымке. Начались сильные морозы. – с союзом а.
• B саду хрустнула ветка. В роще снова загукала выпь. - с союзом и.
• Сад был густой и ветвистый. Листья уже опали. - с союзом но.
- Выделите грамматическую основу. Составьте схему каждого предложения.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Развитие умений.
Самостоятельное составление алгоритма упр. 75, сравнение с инструкцией в учебнике на с. 163.
V. Итог урока
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 3 стр. 79
2. Уметь передать содержание правила на с. 69 на основе ключевых слов