Тарабыкина Людмила
Характеристика вербальных средств общения
▼ Скачать + Заказать документы
Вербальная коммуникация использует как знаковую систему язык, наиболее универсальное средство человеческого общения, который обеспечивает содержательный аспект взаимодействия и взаимопонимания в процессе совместной деятельности.
Под вербальными коммуникациями понимается процесс передачи и получения информации, посредством знаковой системы - человеческой речи, естественного звукового языка, систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Общение вербальными средствами есть не что иное, как использование живого слова в передаче информации. Только человеку свойственно вербализировать свои чувства, эмоции, поведение через слово, доводит ее до высшей степени развития по сравнению с другими представителями животного мира.
Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и общественным, она охватывает все сферы общественной жизни: науку, образование, искусство и др. Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Особое значение имеет коммуникативная функция речи, имеющая три стороны: - информационную (разборчивость, понятность, содержательность высказываний); выразительную (эмоциональность речи); - действенную (стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям). В обществе выделились различные виды речи. Внутренняя речь - это язык для себя. Отличительной чертой такого вида языка является то, что ее не слышат другие люди, и она понятна только одному человеку - вам. Внешняя речь, ее еще называют устной, то есть та, которую слышит человек, находящийся рядом с вами. Это разновидность речи, которое воспринимается собеседниками на слух. Она считается экономной, то есть требует меньше слов.
Диалогическая речь или разговорный язык - язык повседневного спроса, включает в себя диалектные и жаргонные выражения, используемые в определенной местности или представителями определенной профессии или вида деятельности. Монологическая речь - произносится одним человеком при обращении к другому. Примерами монолога могут быть объяснения учителя, ответ ученика, диктора и др.
Монологическая речь сложная по своему строению: она длится достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Структуру речевого общения составляют: 1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного. 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь. 3. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п. Выделяют следующие характеристики устной речи. Эмоционально-эстетические особенности отражают отношение человека к предмету разговора. Мы всегда безошибочно даем понять собеседнику, приятен или нет нам предмет разговора. Биофизические особенности позволяют нам определить пол, возраст, темперамент, внутреннее состояние человека. Эксперты, прослушивая запись разговора, могут определить возраст того, кто говорит, с точностью до одного года. Кроме того, такая система дает возможность оценить состояние здоровья человека. Причем выделяют не только временное расстройство здоровья, например хрипота - простуду, но и диагностируют длительные, хронические болезни. Индивидуально-личностные показатели отличают одного человека от другого. Благодаря этим характеристикам можно без труда узнать голос знакомого человека по телефону, даже если он не представился. Социально-профессиональная система показателей связана с социальным статусом человека в обществе, с его профессией. Недаром мы замечаем: "Говорит, как начальник, или: ты всех поучаешь, как учитель". Национально-социальные характеристики голоса различаются по акценту народов разных стран: вьетнамцев, украинцев, эстонцев и др. Даже если мы никогда не учили языки, все равно сможем отличить, например, немца от грузина. Сюда же можно отнести различия в языке городских и сельских жителей. Естественно, что вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.