Валентина Лёвина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов».
Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке как знаке обозначения мягкости согласного на письме, формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов.
Задачи урока :
Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.
Публикация «Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе „Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.
Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах, в группах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.
УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
логические – умеют осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Тип урока : решение учебной задачи.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Раздаточный материал: карточки для работы в группах, в парах, листы для самооценки.
Ход урока.
I. Орг. момент
Солнце встало над землей
Разбудило всех детей
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями.
- Девиз нашего урока : думать, размышлять, доказывать.
II. Чистописание: е, ё, и, ю, я, ь.
- Запишите буквы, чередуя до конца строки, постарайтесь писать буквы также красиво, как на образце.
- Посмотрите на свои написанные буквы, сравните с образцом, подчеркните простым карандашом самую красивую букву.
- Что общего у этих букв?
- Какая буква «лишняя»? Почему?
III. Словарная работа: д…кабрь, …нварь, ф…враль, к…ньки.
- Давайте проговорим хором словарные слова орфографически правильно.
- Запишите самостоятельно словарные слова, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните.
- А сейчас сравните словарные слова с образцом на слайде.
- Какая тема объединяет все эти слова?
- Какая орфограмма объединяет все эти слова?
- Какое слово здесь «лишнее»?
IV. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний
Послушайте сказку
Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в гости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковые: ми, ми, ми, ля, ля, ля…
Но жила среди них буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука, не умеет говорить, все время молчит. И жилось этой букве плохо, одиноко, поэтому она была такая хмурая.
А любимое занятие букв было составлять слова. А какие слова, мы узнаем, отгадав загадки:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
И в иголках круглый год – ел
Спит или купается
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки – гус
– Ничего у них не получилось! Буквы вот так составили слова-отгадки: ел, гус.
Что же делать, как помочь буквам? Подскажите, что нужно сделать?
Ель, гусь
- Какую роль выполняет в слове мягкий знак? (Смягчает согласный)
Развеселились буквы, позвали Ь в гости и стали с ним дружить. Вот он оказывается, какой незаменимый мягкий знак, настоящий фокусник!
Обрадовался Ь, что он стал важным и нужным другим буквам. Не стал хмуриться, стал веселым.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- На какой вопрос мы будем искать ответ на протяжении всего урока?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
- Что вы знаете о букве «мягкий знак», ведь эта тема не новая для вас, вы ее изучали в первом классе и повторяли во втором?
Работа с правилом с. 124.
- Давайте хором прочитаем правило на с. 124.
V. Закрепление и осмысление знаний.
1. Догадайтесь, о чем я говорю.
- Если из одной точки провести два луча, мы получим геометрическую фигуру, которая называется как?
- Как называется полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске?
- Как называется длинная палка, которую используют для прыжков в высоту?
- Так для чего же нужен мягкий знак?
- Запишите: Угол – уголь, мел – мель, шест – шесть.
- Может ли мягкий знак изменить лексическое значение слова?
2. Кого вы видите на слайде? Кто это?
- Кто такая галка?
А можно ли галку превратить в название мелких камушков?
- Какое слово получится?
- В чем секрет мягкого знака?
- Запишите эти слова в тетрадь и посчитайте, сколько в каждом слове букв, сколько звуков.
Галка – 5 б., 5 зв.
Галька – 6 б., 5 зв.
- Почему в слове «галька» букв больше, чем звуков?
3. Работа в парах.
- Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие данным значениям. Каждое такое слово заканчивается мягким согласным звуком.
1. о с е н ь
2. и ю л ь
3. н о я б р ь
4. я н в а р ь
5. а п р е л ь
Проверка:
- Сравните свои слова-отгадки со словами-отгадками на слайде.
- Что объединяет все слова в кроссворде?
- Назовите последний звук в каждом слове.
- Чем мы обозначаем мягкость согласного звука?
- Чья пара выполнила задание без ошибок? Поднимите руки.
VI. Физкультминутка. (Под песню «В лесу родилась елочка»).
VII. Работа в группах.
- Посмотрите на нашу елочку, над ней висят флажки с буквосочетаниями: -сь, -ль, -рь.
- В каких словах могут встретиться такие буквосочетания?
Придумывание слов и запись на шарики:
1-я группа – с сочетанием –сь.
2-я группа – с сочетанием –ль.
3-я группа – с сочетанием –рь.
- Итак, какие слова с данными буквосочетаниями вы придумали? - Для чего служит мягкий знак?
- Какая группа придумала больше слов?
VIII. Работа с учебником. Стр. 125 упр. 204.
IX. Итоги урока.
- Чему учились на уроке?
- Для чего служит мягкий знак?
- Где мягкий знак может стоять в слове? Приведите примеры.
- Где вы можете применить знания о мягком знаке?
- Что на уроке было особенно интересным?
- Какие задания вызывали затруднения?
- У вас хорошее настроение?
- Оцените свою работу на уроке : поставьте «+» или «–«в окошечко.
- Поднимите руку, кто понял тему?
- Кто понял тему и может научить другого?
- Кому нужна помощь?
Домашнее задание: придумать и записать 8 слов с мягким знаком-показателем мягкости согласного звука, выделить орфограмму.
Молодцы ребята! Спасибо за урок!