Юлия Белова
Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного метода
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации
в технологии деятельностного метода
Тип ситуации : «открытие» нового знания.
Тема: «Про вред от конфет»
Педагог: Белова Юлия Геннадьевна
Основная цель: формирование представлений детей о причинах вреда конфет – содержания в них красителей.
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей с новой причиной вреда конфет – содержанием в них красителей.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного метода» размещена в разделах
2. уточнить представление детей о профессии диетолога;
3. тренировать способность приобретать знания с помощью экспериментальной и моделирующей (или продуктивной) деятельности;
4. формировать умение анализировать и объяснять полученные данные;
5. закрепить знания детей о необходиости правильно питаться, о важности движений для здоровья людей.
Развивающие:
Содействовать развитию:
• мыслительных операций: анализа или синтеза, обобщения (классификация предметов в группы по заданному свойству (полезная пища – вредная пища,
установление причинно-следственных связей (в процессе
экспериментирования);
сравнения);
• знакового мышления (при интерпритации символов);
• зрительного внимания и наблюдательности (при рассматривании символов,
в ходе экспериментирования);
• любознательности и познавательной мотивации;
• воображения и творческой активности;
• коммуникативные умения при работе в парах, в группе (умение слушать другого, не перебивать, вести диалог).
Воспитательные:
1. Создать условия для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать интерес к своему организму, стремление беречь свое здоровье.
3. Мотивировать детей на оказание помощи нуждающемуся.
Материалы к занятию.
Оборудование:
• детские столы, стулья,
• 3 мольберта,
• Фотоаппарат,
• вывеска «Институт здоровья».
Техническое оснащение :
• ноутбук,
• СD проигрыватель,
• слайд «Пончик»,
• фонограммы: аудиозапись «Самолет», «Зарядка»
Демонстрационный материал:
• картинки «Грустный желудок», «Веселый желудок», «Восклицательный знак», «Холодильник»;
• набор картинок «Полезные и вредные продукты» : «Каша», «Апельсин, клубника», «Черный хлеб», «Салат», «Молоко, яйца, сыр», «Чупа-Чупс», «Мамба», «М&М», «Тик-Так»;
• набор картинок к игре «Винегрет» : «Картофель», «Свекла», «Горошек», «Лук», «Огурцы», «Морковь», «Капуста», «Укроп».
Раздаточный материал:
• магниты для доски по количеству картинок;
• головоломки Воскобовича по количеству детей;
• прозрачные стаканчики с водой (по две штуки на человека);
• ложечки по количеству детей;
• продукты для экспериментирования (конфеты «М&М», «Холодок», кусочки хлеба, кусочки сахара в блюдцах);
• листы наблюдений;
• карандаши;
• белые халаты по количеству детей, халат для воспитателя;
• на каждом рабочем месте: салфетка, клеенка, ножницы, тряпочка, клей-карандаш;
на общем столе: красно-белые круги из картона, цветная бумага, нарезанная полосками (ширина около 4 см).
Предварительная работа
• Реализация лексической темы «Познай себя: система пищеварения».
• Просмотр мультфильма и чтение книги Н. Носова «Незнайка на луне».
• Экскурсия на пищеблок ДОУ.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
*ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
*обращение к личному опыту детей,
*создание условий для возникновения у воспитанников внутренней
потребности включения в деятельность.
- Ребята, у нас сегодня гости. Нам очень приятно вас видеть. Давайте поздороваемся с ними.
Дети подходят к гостям, здороваются с ними. Возвращаются к воспитателю.
- Подходите ко мне.
Воспитатель присаживается на стульчик, дети садятся рядом на коврик.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Да)
- Какие герои сказок у вас самые любимые? (Кот в сапогах. Гадкий утенок.)
- Один из сказочных героев прислал нам электронное письмо.
Воспитатель показывает изображение Пончика.
- Вы узнаете его? (Да, это Пончик)
- Что это за герой? (Мы знаем, Пончик - это друг Незнайки. Это герой рассказа Николая Носова).
- Давайте включим письмо и узнаем, что он пишет.
«Здравствуйте, ребята. У меня проблема – я сильно поправился и весь покрылся пятнами. Знайка говорит, что все это от конфет. Но ведь от конфет поднимается хорошее настроение, значит они полезные! Ребята, вы много знаете, помогите разобраться, неужели все мои болячки от конфет?»
- Ребята, что вы узнали из письма? (Пончик потолстел и у него появились пятна. Знайка говорит, что конфеты вредны, а Пончик думает, что полезны. Пончик хочет узнать, вредные конфеты или нет.).
- Ребята, кто может помочь Пончику похудеть и вылечить пятна? (Врачи).
- А как называется такой врач? (Диетолог).
- Что вы знаете об этой профессии? (Диетолог – это врач, который заботится о здоровье человека. Диетологи подбирают продукты, которые помогают похудеть. Говорят, что полезно, а что нет. Они учились в институте, поэтому много знают.)
- Вы хотите стать диетологами и помочь Пончику? (Да).
- Чем вы сможете ему помочь? (Мы расскажем Пончику, что надо есть. Объясним, что конфеты вредные).
- А где работает диетолог? (В Институте здоровья).
- Что нам надо сделать, чтобы попасть в Институт здоровья? (Поехать на машине, поезде, воздушном шаре, ковре -самолете).
- Вариантов много, я предлагаю полететь на самолетах, которые вы соберете из головоломок.
Воспитатель раздает головоломки, дети складывают самолеты.
- Готовы к полету? (Да).
Педагог и дети встают друг за другом, идут, произнося волшебные слова.
Слова Движения
Кляксы – браксы, бумбети,
Самолет, лети - лети Идем быстрым шагом,
руки поднимаем вверх.
Над полями, над лугами, над дремучими лесами. Руки опускаем. Приседаем.
Облети вокруг земли,
Быть по-нашему вели! Встаем. Руки вверх.
Воспитатель образует круг.
Хотим стать диетологами и попасть в «Институт здоровья»!
Кляксы – браксы – барамшись,
Что задумано – свершись.
Дети загадывают хором желание.
Дети поворачиваются - перед ними «Институтом здоровья».
Дети кладут самолеты, подходят к вывеске «Институт здоровья».
- Вот мы и прилетели, надевайте халаты. Прочитайте, что написано на вывеске.
Дети читают вывеску: «Институт здоровья».
2. Актуализация в игровой ситуации
Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования: Актуализация знаний, ранее изученных детьми, достаточных для построения нового знания.
- Но просто так в институт не зайти. Чтобы двери института открылись,
вам нужно вспомнить, какие продукты приносят пользу нашему организму, а какие вред?
Д/и «Полезно – неполезно»
Дидактичексие задачи:
• закреплять знания детей о полезных и вредных продуктах;
• устанавливать причинно-следственные связи с опорой на личный опыт (полезность продукта зависит от его состава и количества, употребленного человеком, а для аллергиков даже полезные продукты могут быть опасны);
• развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь.
- У меня на мольбертах два желудочка. Как вы думаете, почему один желудок веселый, а второй грустный?
- (Мы думаем, он грустный, потому что получает вредную пищу, а веселого кормят полезными продуктами).
- Предлагаю заглянуть в холодильник.
Ваша задача разложить предложенные продукты так, чтобы на мольберте Желудка-Весельчака лежали полезные продукты, а на мольберте Грустного желудка - вредные.
Дети классифицируют продукты по принципу «Полезно – неполезно», перемещаясь от стола к мольбертам.
- Давайте вместе проверим нашу работу.
- На первом мольберте - полезные продукты - «Каша», «Апельсин, клубника», «Черный хлеб», «Салат», «Молоко, яйца, сыр».
- А всем ли можно есть апельсины и клубнику? Почему? (Некоторым людям нельзя есть эти продукты, потому что они вызывают аллергию).
- А вам какие продукты из представленных на мольберте нельзя есть? (Молоко, яйца, сыр).
- Эти продукты мы и поставим отдельно на третий мольберт. Что о них можно сказать? (Они полезны, но если их есть в большом количестве, то они могут стать вредными).
- Запомнили юные диетологи?
Давайте сложим полезные продукты в конверт Пончику.
Дети кладут картинки в конверт.
3. Затруднение в игровой ситуации
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
• создание ситуации затруднения,
• фиксация в речи причины затруднения.
- Посмотрим на мольберт с вредными продуктами.
Ребята, вы положили на этот мольберт «Чупа-Чупс», «Мамба», «М&М», «Тик-Так». Почему вы считаете, что конфеты вредные? (в них нет витаминов, они портят зубы).
- Скажите, когда вы едите конфеты, у вас настроение поднимается? (Да)
- Вы становитесь добрее, веселее? (Да)
- Значит все же есть польза? (Да. Нет)
- Вопрос один, а мнений много. У вас возникло затруднение - давайте разберемся.
- Добро пожаловать в институт.
Открываем двери-ширму. Дети «заходят в институт»).
___
Если в ответе детей звучит «Конфеты вредны из-за красителей» :
- (В этих продуктах нет витаминов, много консервантов и красителей).
- Откуда вы знаете, что в этих продуктах есть консерванты и красители? (На мама говорила, Юлия Геннадьевна).
- А хотите сами убедиться в том, что в конфетах есть краситель? А как? (Можно провести опыт, эксперимент).
- Тогда заходите в мою экспериментальную лабораторию.
Открываем двери-шторы. Дети «заходят в институт».
4. Открытие нового знания
Цель: Организация совместной деятельности педагога с детьми, направленной на открытие нового знания.
Требования:
• организация экспериментальной деятельности с целью открытия нового знания,
• фиксация нового знания в речи;
• создание ситуации успеха.
- Польза или вред продукта зависит от того, из чего он сделан. В нашем институте есть специальная экспериментальная лаборатория. Здесь диетологи изучают качество продуктов.
Присаживайтесь, врачи-диетологи.
Дети проходят и садятся за столы для проведения опытов.
Игра - опыт «Вредны ли конфеты?»
Дидактические задачи:
• развивать у детей желание проводить опыты, фиксировать результаты наблюдений;
• устанавливать причинно-следственные связи (вода окрасилась, значит есть красители, значит конфеты вредны);
• развивать внимание, любознательность.
- Посмотрите, какие продукты мы будем изучать? (Хлеб, сахар, «М&М», «Холодок»).
- Ваша цель определить, есть ли в составе конфет вредные вещества.
- Как вы думаете, а зачем нам в эксперименте вода? Что мы будем делать с предметами, лежащими рядом? (Мы будем опускать предметы в воду и наблюдать окрасится вода или нет).
- Выбирайте два продукта и листы наблюдений, на которых они нарисованы.
Дети выбирают два продукта и листы наблюдений.
- После того, как продукты вы опустите в воду, понаблюдайте. Если вы увидите изменение в стакане, то рядом с предметом закрасьте кружок, если - нет, то круг не закрашиваем.
Дети проделывают опыт, результаты фиксируют на листе наблюдений.
- Давайте повесим ваши листы наблюдений на мольберт.
Дети встают и подходят к мольберту.
- Расскажите, что вы увидели в ходе исследований? (Мы увидели, что от конфет вода окрасилась, а от сахара и хлеба нет).
- Что показывают ваши листы наблюдения. (Я нарисовал возле конфет цветные кружки, значит в них есть красители. А возле сахара белый круг, значит красителей нет).
- Какой мы сделаем вывод? (В конфетах есть красители).
- А красители полезны или вредны? (Вредны).
- Значит, какой можно сделать вывод про конфеты? (Конфеты вредны, потому что в них есть красители).
- Молодцы, вы сами сделали это открытие!
Давайте сложим листы наблюдений в конверт Пончику.
Дети кладут картинки в конверт.
- Думаю, теперь Пончик не будет сомневаться, что конфеты вредны, ведь пятна на его лице – это аллергия на красители.
Гимнастика для глаз «Винегрет»
Дидактические задачи:
• помочь детям снять зрительное напряжение.
- Ребята, в ходе наблюдений ваши глаза хорошо поработали. Давайте поможем им отдохнуть и поиграем в игру «Винегрет».
Ваша задача найти в группе картинки с овощами.
Дети ищут глазами картинки «Овощи» и несут воспитателю.
- Овощи – это полезная пища? (Да)
- Давайте сложим ингредиенты нашего винегрета в конверт Пончику, чтобы он знал, чем надо питаться.
Дети кладут картинки в конверт.
Физкультминутка «Зарядка»
Дидактические задачи:
• помочь детям снять психомоторное напряжение;
• дать эмоциональный заряд.
- Пончик получит наше письмо и начнет питаться правильно и полезно. Но сможет ли он похудеть? Что еще должен делать человек, чтобы не болеть и чувствовать себя здоровым? (Надо заниматься спортом, двигаться).
- Я предлагаю вам музыкальную разминку. А фотографии с вашими движениями отправим Пончику. Согласны? (Да).
Воспитатель включает фонограмму и вместе танцуют. Фотоаппарат фоторгафирует.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление нового знания в моделирующей (или продуктивной) деятельности.
Требования:
• соответствие деятельности цели занятия,
• индивидуальные затруднения в деятельности;
• создание ситуации успеха в совместной деятельности.
Д/игра «Изготовление запрещающих знаков»
Дидактические задачи:
• создать условия для обозначения правил при помощи символов;
• создать условия для формирования навыков взаимодействия, сотрудничества, активности.
• развивать коммуникативные умения при работе в парах (умение договариваться, согласовывать действия, слушать друг друга).
- Ребята, вы доказали, что в конфетах содержатся красители, поэтому есть их нельзя. Давайте сделаем это правило в виде запрещающего знака и подарим не только Пончику, но и детям из младших групп.
- Что изобразите вы на знаках? (Зачеркнутые конфеты)
- Работать будем парами. Напомните, как надо работать в паре.
• В паре должны работать оба,
• Один говорит, другой – слушает.
• Если не понял, переспроси.
• Свое несогласие высказывай вежливо.
- Ваша задача разбиться на пары по какому-либо признаку: одинаковый цвет, одинаковый рост, наличие косичек и так далее.
Дети разбиваются на пары.
- Возьмите со стола все необходимое для работы и присаживайтесь за столы.
Дети вырезают конфеты из цветной бумаги, сложенной гармошкой, полоску-запрет и приклеивают на красно-белый круг-заготовку.
Знаки готовы, работа окончена. Дети подходят к воспитателю.
- Ребята, проговорите еще раз, что обозначает ваш знак. (Конфеты есть нельзя, потому что в них красители).
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
Дидактические задачи:
• помочь детям снять напряжение моторики рук.
Божья коровка,
Полети на облачко,
(«Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу).
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом
(«Пробегают» пальцами левой руки по правой руке).
В огороде бобы, (Разгибают мизинцы)
В лесу ягоды, (Разгибают безымянные пальцы)
грибы, (Разгибают средние)
В роднике водица, (Разгибают указательные пальцы)
В поле пшеница. (Разгибают большие пальцы, шевелят всеми пальчиками)
- Итак, мы собрали все советы Пончику. Можно возвращаться в детский сад.
Снимайте халаты, из врачей-диетологов мы превращаемся опять в детей.
Дети переодеваются.
- Садитесь на самолеты.
Дети берут самолеты- головоломки.
- Готовы к полету? (Да).
Педагог и дети встают друг за другом, идут, произнося волшебные слова.
Слова Движения
Кляксы – браксы, бумбети,
Самолет, лети - лети Идем быстрым шагом,
руки поднимаем вверх.
Над полями, над лугами, над дремучими лесами. Руки опускаем. Приседаем.
Облети вокруг земли,
Быть по-нашему вели! Встаем. Руки вверх.
Воспитатель образует круг.
Хотим вернуться в детский сад!
Кляксы – браксы – барамшись,
Что задумано – свершись. Дети загадывают хором желание.
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Цель: Организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности
Требования:
• организация анализа детской цели;
• фиксация полученного знания в речи;
• определение выполнения взрослой цели.
Воспитатель присаживается на стульчик, дети садятся рядом.
- Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним, где мы были? (В институте здоровья.)
- А зачем мы туда полетели? (Мы хотели стать диетологами, чтобы помочь Пончику похудеть. Мы собирали полезные советы.)
- Зачем нужно знать правила здорового (рационального) питания? (Чтобы быть здоровым).
- Что было для вас самым интересным? (Ответы детей).
- А что было самым трудным? (Ответы детей)
- Вы смогли помочь Пончику? (Да)
- Как вы думаете, почему у вас все получилось? (Потому, что мы дружные, умелые, знаем правила безопасности).
- Молодцы, ребята. Я уверена, что эти знания обязательно пригодятся и Пончику, и вам.
- Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети прощаются и уходят.