Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе в ТДМ «Звук и буква В»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип ситуации : «открытие» нового знания.
Тема: «Звук и буква В».
Цель: знакомство с буквой В и звуками, которые она обозначает: В, Вь.
Образовательные задачи.
1. Формировать
представления: о
- букве В и её элементах,
- о звуках, которые обозначает данная буква : В и Вь;
умение узнавать букву В среди других букв;
навык чтения слогов: ов, ав, ыв, ив, ув, во, ва, ви, вы, ву.
2. Содействовать формированию умения вести диалог.
Публикация «Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе в ТДМ „Звук и буква В“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
3. Содействовать развитию:
• зрительного внимания;
• мелкой моторики;
• мыслительных операций:
- анализа, синтеза и звукового анализа;
- сравнения;
- обобщения;
• образного мышления;
• любознательности;
• взаимодействия в парах;
• самостоятельности в достижении поставленной цели.
4. Способствовать развитию положительного эмоционального отклика воспитанника на результат совместной работы.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
наборное полотно с разрезной азбукой, на нем выложены изученные буквы А, И, О, У, Ы, С, Т, К, Х;
буква В увеличенного размера 15*20 см, в файле, а в нем же раздаточные буквы «в» размером 6*12 см;
портреты двух одинаковых мальчиков, но в ботинках разного цвета (синего и зеленого);
три кепки, вырезанные из самоклеющейся бумаги: синего, красного, зеленого
цвета;
конверт с заданиями (23*34 см, украшенный буквами В.
Раздаточный материал:
2 набора букв из разрезной азбуки : А, И, О, У, Ы, С, Т, К, Х, В;
буквы В печатный вариант - 3 шт., заглавная и прописная;
графический образ буквы без одного элемента в начертании, для упражнения
«Дорисуй букву»; размер каждой карточки 6*10 см, количество карточек равно количеству детей.
простой карандаш;
различные материалы, для составления букв :
пластилин, вата, тесьма, счетные палочки, фасоль, ракушки, проволока, ниточка,
геометрические фигуры: круг, полукруг;
поднос (на каждого ребенка);
картинки (10-12 шт., размером 15*20 см) (количество картинок на 3 больше, чем количество детей) с изображением, имеющим в своем названии звук В, либо отсутствие этого звука : валенки, девочка, кувшинка, варежки, сыр, шапка, верблюд, корова, воробей, виноград.
Оформление образовательной ситуации.
посылка с адресом, на месте отправителя - картинки с изображением предметов, начинающихся на звуки В или Вь (Волк- В, ослик – О, воробей - В, крот - К, аист - А);
сундучок с вложенным внутрь сюрпризом;
любая настольно-печатная игра по обучению грамоте (для сюрприза детям, размером с сундучок);
ТСО: ноутбук;
голос Вовки и открытия сундучка, в звукозаписи;
магнитная доска;
касса–портфель с буквами на магнитах, в котором букв В по количеству детей;
три карточки, на каждой из которых изображена схема слова, для определения места звука в слове;
слоги для чтения (размер карточки 15*20 см) : ав, ов, ув, ив, ва, во, ву, ви, вы (один слог на каждой карточке) – 2 комплекта; соединены в слоговую дорожку
плакат Алфавит;
указка;
два стола, поставленные в линию, друг за другом (на них размещены подносы с различными материалами для составления букв).
Герой (образ) : Вовка из Тридевятого царства.
Предварительная работа с детьми.
1. Реализация планомерной работы по обучению грамоте:
знакомство детей со звуками и буквами, которые их обозначают: А, И, О, У, Ы, С, К, Т, Х, В;
умение определять элементы, из которых состоят изученные буквы;
умение соединять два звука, при прочтении слога (с изученными буквами);
умение различать на слух гласные и согласные звуки, давать их характеристику;
освоение агрофонических схем;
умение определять местоположение звука в слове;
умение играть в дидактическую игру «Прочитай по первым звукам»;
формирование представления о том, что, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.
2. Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию.
Цель: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности к поисковой деятельности – способа открывания посылки.
Дидактическая задачи:
- способствовать формированию положительной мотивации включения в поисковую деятельность;
- сформировать детскую цель: открыть посылку;
- содействовать формированию у детей веру в достижение цели.
Дети входят в зал, здороваются с гостями, подходят к воспитателю.
Ребята, а вы любите получать подарки? Когда вам их дарят? (На день рождения, на Новый год, когда я победил в конкурсе.).
Дать возможность высказаться каждому ребенку.
Вы знаете, когда я сегодня пришла на работу, меня ждал сюрприз. Кто знает, что такое сюрприз? (Неожиданный подарок.)
Хотите, я вам его покажу?
Дети с воспитателем подходят к круглому столику, на котором стоит посылка.
Посылка! В адресе указано: «Детский сад, подготовительная к школе группа. УМНЫМ, УМЕЛЫМ И ДОБРЫМ РЕБЯТАМ». Как вы думаете, кому она предназначается? (Нам.).
Почему вы так решили? (Дети высказывают свои мнения)
Вы хотите открыть посылку и узнать, кто и что в ней прислал для умных ребят?
Рассматривают, поворачивают посылку.
Давайте откроем!
В это время звучит аудиозапись – голос Вовки: «Эта посылка не простая, она волшебная. Откроется только тогда, когда вы прочитаете и запишете имя человека, который её прислал».
Что вам нужно сделать, чтобы открыть посылку? (Прочитать, кто прислал, взять буквы на наборном полотне, записать имя.).
Ребята, вы сможете это сделать! (Да)
2. Актуализация
Дидактические задачи:
- актуализировать знание букв А, О, У, И, Ы, С, К, Х;
- закреплять умение классифицировать звуки на две группы : гласные и согласные, давать их характеристику;
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Чтобы читать и писать, что нужно знать? (Знать буквы.)
Вы уже знаете буквы! (Да.)
Давайте их назовем… (А, О, У, И, Ы, С, К, Х.)
Педагог показывает указкой на наборном полотне букву, а дети называют.
На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначаются этими буквами? (На гласные и согласные звуки.)
Как вы отличаете гласный звук от согласного? (Гласные поются, когда произносим звучит голос, струя воздуха проходит через рот легко, без препятствий. А согласный произносим коротко, отрывисто, когда мы их произносим, струя воздуха встречает во рту преграду.).
Назовите, любой согласный звук и покажите, как мы его произносим, сопровождая действиями рук. (Звук М.)
Несколько детей поочередно называют звук, при этом правая рука согнута в локте и поднята вверх, левая рука согнута в локте, поднята вверх, пальцы зажаты в щепотку. При произнесении звука пальцы левой руки ударяются в ладонь правой. Правая рука при этом неподвижна, образует как бы преграду.
Что ещё вы знаете про согласные звуки? (Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.)
Тогда предлагаю поиграть: я буду называть согласный звук, если звук твердый вы топните ногой, если мягкий вы плавно и мягко дотронетесь до щеки пальцами рук.
Проводится игровое упражнение «Твердый звук - мягкий звук».
Молодцы и умницы! Вы знаете буквы и звуки, которые обозначаются этими буквами. Значит, сможете прочитать и записать, кто нам прислал посылку.
Педагог подводит детей вновь к посылке.
Как же нам узнать от кого она? (Прочитать).
Прочитать? А буквы где? Здесь лишь картинки.
Педагог обращает внимание детей, что на месте отправителя нарисованы картинки: волк, ослик, воробей, крот, аист.
Кто сможет прочитать? (ВОВКА.)
Как у тебя Галя, получилось слово Вовка? (Волк-первая буква В, ослик - первая буква О, воробей – первая буква В, крот- первая буква К, аист- первая буква А : так и получилось слово «ВОВКА».)
При затруднении педагог помогает.
Называйте, что нарисовано на первой картинке? (Волк).
Какой первый звук в слове «волк»? (В).
Запомните этот звук. В слове «ослик» («воробей», «крот», «аист») какой первый звук? (В, О, В, К, А).
Сможете прочитать имя отправителя? (Да, Вовка).
3. Затруднения в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с буквой В, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.
Давайте запишем имя Вовка! Что нужно сделать, чтобы записать имя Вовка? (Взять буквы и выложить имя на наборном полотне.).
Воспитатель открывает на наборном полотне все буквы. Дети выбирают известные буквы О, А, К и выкладывают их.
Смогли вы записать имя отправителя посылки? (Нет)
Почему не смогли? (Потому что не можем выбрать букву В, не знаем, как она выглядит)
Значит, что нам надо узнать? (Как выглядит буква)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: организовать процесс самостоятельного поиска детьми способа преодоления затруднения и «открытия» новой буквы В.
Может кто-то из вас уже знает букву В?
Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).
Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква В?
В каком же ряду она стоит? (В верхнем ряду.)
В начале, в конце или в середине ряда? (В середине ряда.).
Все согласны! (Да)
Петя, как ты догадался, что это буква В? (Нарисовано ведро, первый звук в слове ведро - Вь, поэтому рядом нарисована буква В.)
У меня есть увеличенное изображение буквы В.
В
Вот буква В.
Видна вдали –
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих ожидая.
Педагог прикрепляет букву к мольберту, а из файла достает комплект букв «В» (большая, «в» (маленькая) – и помещает в наборное полотно.
Маша, расскажи ребятам, из каких элементов состоит буква «В» и сколько их? (Буква В состоит из трё х элементов: одна вертикальная палочка и два полукруга.).
Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, неваляшку, цифру 8, парус у лодки, маску, очки.)
Ребята в нашем наборном полотне поселилась новая буква. Попытайтесь отыскать букву «В» в магнитной азбуке среди других букв и прикрепите ваши находки к мольберту.
Молодцы! Сами нашли новую букву, рассказали, из каких элементов она состоит, отыскали её среди других букв. Я уверена, что вы уже можете дописать имя отправителя!
С какой буквы пишутся все имена? (С большой, заглавной.)
Дети выкладывают имя на наборном полотне.
Аудиозапись: звучит «Волшебный звук»
Ребята, это наверно наша посылка открылась. Давайте посмотрим. Что там?
В это время опять звучит голос Вовки: «Ха-ха-ха, хитренькие какие, чтобы узнать, что там лежит, вам еще надо потрудиться и выполнить задания, которые лежат в конверте».
Здесь конверты и сундучок.
Педагог достает конверт. Открывает.
Вот письмо от Вовки. «Задание 1. У меня есть два друга: Ваня и Витя, они близнецы. Я их никогда не путаю! Сможете ли вы различить, кто из мальчиков Ваня, а кто Витя! Если справитесь, узнаете, что в сундучке».
Педагог достает из конверта вырезанные силуэты мальчиков-близнецов и три кепки: красного, зелёного и синего цвета.
Вы запомнили, как зовут мальчиков? (Ваня и Витя.)
С какого звука начинается имя Ваня? (Оно начинается со звука В.)
С какого звука начинается имя Витя? (Оно начинается со звука Вь.)
С гласных или согласных звуков начинаются их имена? (С согласных).
Давайте проверим и покажем, поются ли они? (Нет, не поются.).
Дети с педагогом ещё раз произносят первые звук в слове Ваня; коротко, отрывисто, ударяя сложенными пальцами одной руки об ладонь другой, изображающей преграду.
С одного ли звука они начинаются, послушайте ещё раз: Ваня, Витя? (Нет, рвуки разные: имя Ваня начинается со звука В, имя Витя, начинается со звука Вь.)
Какой буквой мы будем обозначать их имена? (Буквой В.)
Как же мы сможем различить близнецов? (У них разная обувь, (У одного синие ботиночки, а у другого – зелёные.)
У меня идея, помните, каким цветом мы обозначаем твердый и мягкий звуки? (Твёрдые звуки обозначаем - синим цветом, а мягкие звуки – зелёным.)
Кто же из них Ваня? (Ваня в синих ботинках.)
Какого цвета наденем Ване кепку? (Кепку синего цвета)
Почему? (Имя Ваня начинается с твердого звука В)
Педагог предлагает ребёнку «надеть» кепку на Ваню.
Почему Вите наденем кепку зеленого цвета! (Имя Витя начинается с мягкого звука Вь.)
Почему не взяли красного цвета кепку? (Красным цветом обозначаем гласные звуки.)
Педагог предлагает ребёнку «надеть» кепку на Витю.
Отлично! Вы сами определили и сказали, что буква В, может обозначать два звука : какие, напомните мне? (Звуки В и Вь.)
Молодцы! Буква В обозначает твердый звук В и мягкий звук Вь.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- формирование опыта узнавания буквы В;
- развитие умения проводить звуковой анализ слова (определять место звука в слове);
- развитие мелкой моторики и образного мышления;
- тренировка умения чтения слогов с новой буквой.
Вы замечательно справились с заданием! Доказали Вовке, что сумели различить близнецов. Но у нас есть ещё задание от Вовки. Посмотрите!
Задание 2.
Педагог достает из конверта картинки с изображением различных предметов, в названии которых присутствует или отсутствует звук В.
Выберите каждый по одной картинке, в названии которой слышится звук В или Вь. Определите место его нахождения в слове и положите картинку к соответствующей схеме, на стол.
Дети встают, выбирают картинки с изображение предметов, в названии которых слышится звук В или Вь выкладывают под соответствующую схему. Обосновывают свой выбор.
(Виноград в этом слове звук Вь – мягкий, слышится в начале слова, значит положим к схеме с закрашенным первым квадратом. Корова звук В – твёрдый, он слышится в середине слова, положим к схеме с закрашенным вторым квадратом и т. д.
Вы верно выбрали картинки со звуками В и Вь и определили место звука в слове.
Задание 3.
Игровое упражнение «Составь букву».
Сможете ли вы составить букву В из различных материалов? (Да, сможем.).
Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, тесьма, проволока, вата, пластилин, геометрические фигуры, счетные палочки, шерстяная нить, ракушки.
Какие умники и умницы! По вашим работам я поняла, что вы хорошо запомнили букву и её элементы.
Задание 4.
У нас осталось последнее задание. Вам надо прочитать слоги с буквой В и выделить слог, который произносится мягко.
Воспитатель раскладывает слоговую дорожку, дети помогают.
Надо пройти по дорожке, прочитав слоги. Вы будете работать в парах. В конце назвать слог, в котором звук есть мягкий Вь. Читайте вместе, громко.
Педагог предлагает каждому выбрать себе пару. Дети идут по слоговой дорожке (ведущей к посылке, читают обратные, затем прямые слоги.
(ОВ, (АВ, (УВ, (ИВ, (ВА, (ВИ, (ВУ, (ВО, (ВЫ).
В каком слоге звук мягкий Вь? (ВИ).
Замечательно! Вы все успешно прочитали слоги с новой буквой В и правильно назвали слог ВИ, в котором звук мягкий Вь.
Звучит волшебный звук, обозначающий открытие сундучка.
Голос Вовки: «Молодцы, ребята, вы выполнили задания, целенаправленно шли к цели: открыть посылку, поэтому в моем сундучке вы найдете подарок за свои труды».
В качестве подарка предполагается настольная игра по обучению грамоте, например, «Забавная азбука».
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Что интересного и полезного мы сегодня сделали?
Удалось ли нам открыть посылку и получить подарок? (Да)
Что вам в этом помогло? (Мы узнали новую букву В, научились находить эту букву среди других и узнали, какие звуки на письме она обозначает.)
Какие еще знания и умения Вам пригодились? (Знания элементов, из которых состоят буквы, умения различать мягкие-твердые звуки, умение читать слоги и составлять слова из букв).
Какие задания были трудные? (Читать слоги, идти по дорожке и соединять буквы в слоги, выкладывать имя Вовка).
Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Легче справляться с друзьями, легче всем вместе.)