Марина Лапина
Сценарий образовательной деятельности «Приключение ребят в стране «Экономика»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
(формирование основ финансовой грамотности)
в подготовительной к школе группе
тема: «Приключение ребят в стране «Экономика».
Цель: повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний.
Задачи:
1. Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности „Приключение ребят в стране „Экономика“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
2. Способствовать формированию экономической культуры детей в процессе знакомства с валютой других стран
3. Стимулировать развитие сообразительности, гибкости и самостоятельности мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях.
4. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
5. Сформировать навыки командной работы
Оборудование и материалы: интерактивный экран, мольберты, д/и с карточками «Бюджет семьи», пазл «Ключ»,планшет, письмо от Матроскина, ширма магазин, плоскостные изображения продуктов, продуктовая корзина, ширма «Магазин», ватман, клей, фломастеры, цветные карандаши, макеты деревьев, д/и «Мульт –валюта», банкоматы, ширма Банк, схемы «Правила поведения в банке», игра с карточками «Оплати услугу», этажерки с изображением замочных скважин, д/и «Ценные вещи», угощение для детей.
Предварительная работа: беседы с детьми: «Что такое деньги?», «Потребности и желания», «Что такое банк?»; решение проблемных ситуаций: «Что делать, если не хватает денег на покупку новой квартиры?», «Можно ли ехать за границу с русской валютой»; дидактические и сюжетно-ролевые игры «Путешествие рубля», «Бюджет семьи», «Банк», «Магазин»; экскурсия в банк, экскурсия по микрорайону «Наружная реклама»; чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок; просмотр мультфильмов «Утиные истории», «Остров Сокровищ», «Как появились деньги», «Приключения Буратино»; рассматривание коллекции монет; разгадывание ребусов и кроссвордов.
Ожидаемый результат:
- разбираются в значении основных экономических понятий
- чётко осознают, что труд-это основа жизни, любой труд-это хорошо
- осознают, что деньги являются мерой оценки труда
- понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей, умение ценить результаты труда
- принимают свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимают, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
Ход сценария:
Воспитатель: Эй, девчонки и мальчишки
Молчуны и шалунишки,
Подходите все скорей,
Вместе будет веселей.
Для начала встанем в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло видео обращение. Внимание на экран:
«Привет, девчонки и мальчишки! Вы меня узнали? Верно, это я - ваш друг Буратино. Целый год вы путешествовали по стране «Экономика» и узнавали много интересного и познавательного. А сегодня в стране «Экономика», я приготовил для вас сюрприз, он ждёт вас в хранилище. А вот это ключ от него…. (ищет ключ). Где же он? Нашёл, держите. (Кидает ключ в экран. При использовании видео эффектов, ключ разлетается на части). Ой, кажется, он разлетелся по всем уголкам страны «Экономика». Не расстраивайтесь, чтобы открыть хранилище, вам нужно будет собрать все части ключика, а поможет вам вот эта карта».
На экране появляется карта.
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту, обсуждают какие уголки страны «Экономика» на ней отражены.
Примерные вопросы к детям:
- Хотели бы вы отправиться в путешествие?
- Ребята, что вы видите на карте?
- Как вы думаете, какая это станция страны «Экономика»?
- Давайте подумаем, откуда мы начнём наше путешествие?
Воспитатель: Итак, нам пора отправляться в путешествие. Встанем поближе друг к другу и повторяем за мной:
Ногой топнем,
В ладоши хлопнем
Влево, вправо повернись,
В стране «Экономика» вмиг окажись.
(Использование звукового эффекта)
Воспитатель: Вот мы и очутились в стране «Экономика». Здесь проживает семья Ивановых. В семье проживают мама, папа, трое детей (двое детей ходят в детский сад, а старший сын учится в институте, бабушка и дедушка. Они очень хотят отправиться летом в путешествие к морю, но к сожалению семейный бюджет этого не позволяет. Ребята, что же делать?
Дети: давайте им поможем распределить семейный бюджет экономно.
Дидактическая игра «Бюджет семьи» (дидактическая игра с карточками. Дети определяют доходы и расходы семьи, находят возможности экономии бюджета)
Воспитатель: Ребята, семья Ивановых благодарит вас и передаёт вам первую частичку ключа.
Воспитатель с детьми крепит частичку ключа на планшете, который сопровождает их всё путешествие.
Поблагодарим, а нам пора двигаться дальше. Посмотрим по карте, какой уголок будет следующим?
Ответы детей.
Воспитатель: верно, мы отправляемся к коту Матроскину и следующий уголок называется «Реклама». Ребята, посмотрите, здесь для нас есть письмо.
Воспитатель с детьми читают письмо:
«Ребята, пишет вам кот Матроскин из деревни Простоквашино. Мои коровы дают очень много молока и я решил открыть магазин. Помогите мне наладить продажу?»
Воспитатель: Ребята, у Матроскина очень много молока. Всё он реализовать не сможет. Что же нам сделать, чтобы продукт не пропал?
Предположительные ответы детей : Из него можно сделать другие молочные продукты: творог, кефир, ряженку
Воспитатель: Ребята, знаете как будут
называться эти продукты, после того,
как попадут в магазин на прилавок?
Дети: товар
Воспитатель: Верно. Что же нужно сделать,чтобы товар в магазине Матроскина хорошо продавался?
Дети: нужна реклама
Воспитатель: А что такое реклама?
Предположительные ответы детей: реклама - это объявление о каком-либо мероприятии или продукте. Реклама помогает покупателям узнать, где они могут купить тот или иной товар.
Воспитатель: хотите помочь прорекламировать молочные продукты кота Матроскина и красиво оформить витрину магазина, потому что витрина – это тоже реклама.
Дети оформляют витрину магазина, используя аппликацию и элементы рисования.
Воспитатель: ребята, вы молодцы, все постарались. Замечательная получилась витрина. Осталось только придумать название для магазина.
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: ребята, Матроскин благодарит вас и передаёт ещё одну частичку ключа.
Воспитатель на планшете собирает с детьми ключ.
Воспитатель: нам пора двигаться дальше. Посмотрим, куда же мы отправляемся дальше?
Предположительные ответы детей: следующий уголок денежное дерево, лес.
Воспитатель: следующий уголок страны «Экономика» называется «Мульт – валюта». Ребята, что же такое валюта?
Дети: это деньги
Воспитатель: Посмотрите, здесь какое - то дерево, но это дерево не простое. Давайте подойдем поближе и посмотрим. Что вы здесь видите?
Предположительные ответы детей: денежное дерево, дерево с валютой
Воспитатель: ребята, это необычное дерево. На нём вместо листьев висит валюта из разных стран. Чтобы получить следующую частичку ключа, необходимо определить валюту, используемую в мультфильмах с картинкой.
Проводится игра «Мульт- валюта»
На мольберте вывешивается изображение мультфильмов. Дети снимают с дерева валюту и вставляют в кармашки рядом с мультфильмом, где используется эта валюта.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Вы справились и с этим заданием, за это вы получаете ещё одну частичку ключа. Я предлагаю посмотреть на карту и определить, куда мы отправимся дальше.
Ребята совместно с воспитателем смотрят карту и определяют следующий уголок.
Воспитатель: следующий уголок страны «Экономика» называется «Банк»
Ребята, мы с вами оказались в банке. Что такое банк?
Предположительные ответы детей: Банк – очень нужное и важное учреждение. Если человек заработал деньги и не хочет хранить их дома, он может отнести деньги в банк.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в банке.
Ответы детей с наглядной опорой на схемы:
1. Будь вежлив
2. Находись рядом с родителями
3. Бережно относись к имуществу
4. Разговаривай тихо
5. Соблюдай чистоту
6. Если вместе с вами младшие брат или сестра,
поиграйте в спокойные игры
7. Прыгать, бегать, кричать – запрещено.
Воспитатель: вспомните, люди каких профессий работают в банке?
Предположительные ответы детей: менеджеры-консультанты, финансовые аналитики, управляющие, специалисты по обслуживанию клиентов и другие.
Воспитатель: как только вы зайдёте в банк, вы попадёте в зал самообслуживания, где установлены терминалы. Люди, могут зайти и воспользоваться терминалом в любое время. Кто знает, для чего они предназначены?
Предположительные ответы детей: можно заплатить за квартиру или за детский сад; можно пополнить счёт за телефон
Воспитатель: предлагаю вам выбрать карточки и оплатить ими услуги в терминалах
Проводится игра «Оплати услугу» с карточками.
Воспитатель: из зала самообслуживания мы попадаем в операционный зал. Тут вас встретят сотрудники банка. Когда людям необходимо подойти к специалистам, они берут талончик, ждут своей очереди. По электронной очереди называют номер талона, номер окна. В кабинках за компьютером работают операторы, они обслуживают своих клиентов. Так же в банке есть помощник консультант. Он помогает людям которые затрудняются или не знают как выполнить разные действия в банке.
Ребята, а как вы думаете, какими качествами должны обладать сотрудники банка?
Предположительные ответы детей: умными, аккуратными, воспитанными
Что же делают в операционном зале банка?
Ответы детей. Проводится игра с карточками «Оплати услугу»(Детям предлагается взять на себя роль операторов и клиентов)
В банке есть ещё одно помещение, которое называется хранилище. Тут вы можете оставить ценные вещи на хранение. Вам выделят ячейку и дадут ключ, который будет храниться только у вас. Ребята, как вы думаете, что можно здесь хранить?
Ответы детей. Проводится игра с карточками «Ценные вещи».
Воспитатель: ребята, вы справились с последним заданием и за это получаете последнюю частичку ключа. Как же нам собрать ключ целиком?
Предположительные ответы детей: нужно собрать пазл
Дети составляют пазл и получают ключ.
Воспитатель: ребята, у нас получился ключ, но как же найти сам сюрприз. Давайте вспомним, что же говорил Буратино?
Дети: сюрприз находится в хранилище. Но ведь в банке тоже есть хранилище.
Воспитатель: Верно. Предлагаю найти нужную ячейку.
Воспитатель с детьми находят нужную ячейку по форме замочной скважины и обнаруживают сюрприз от Буратино.
Воспитатель: ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Мы обязательно возьмём угощение с собой в детский сад. А сейчас нам пора возвращаться.
Ногой топнем,
В ладоши хлопнем
Влево, вправо повернись,
В детском садике вмиг окажись.
Вот мы и оказались в детском саду.
Проводится рефлексия:
-Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам показалось самым интересным?
- Кому мы сегодня помогали?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Хотели бы вы ещё раз отправиться в путешествие по стране «Экономика»?