Елена Юрьевна Кондукторова
Сценарий образовательной деятельности по музыкальному развитию в подготовительной к школе группе «В гостях у Масленицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область ФГОС ДО: "Художественно - эстетическое развитие"
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
организация занятия через игровую, музыкальную деятельность детей.
Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
потешки, заклички, попевки,рассказ взрослого, использование ИКТ, народная игра.
Приемы активизации практической деятельности детей:
участие в играх, оркестре, использование слайдов.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности по музыкальному развитию в подготовительной к школе группе „В гостях у Масленицы“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Приемы поддержки интереса у детей: игры, поощрения.
Приемы оценки и самооценки:поощрение.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.
ЦЕЛЬ: продолжать знакомить детей с народным праздником "Масленица", создать у детей положительные эмоции, радость от музыкальной деятельности.
Задачи.
Воспитательные:
-Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.
-Воспитывать инициативность и творческие проявления.
-Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Развивающие:
- Развивать творчество, фантазию;
- Развивать музыкальные способности детей через народную игру, игру на музыкальных инструментах;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.
Образовательные:
- Продолжать детей учить петь выразительно, передавая характер песни, разучивать с детьми новые заклички;
- Познакомить детей с новым произведением П. И Чайковского «Февраль. Масленица»;
- Обогащать словарь, продолжить работу над музыкальной определительной лексикой;
- Познакомить детей с последним зимним праздником «Масленица», приобщение детей к русским народным праздникам и традициям через искусство.
Планируемые результаты:
личностные: эмоционально реагирует на игровые ситуации, созданные педагогом, желает сотрудничества с педагогом и другими детьми, умеет самостоятельно действовать, любознательный, коммуникативный.
интеллектуальные: имеет представление о различных видах деятельности в музыке, умеет задавать и отвечать на вопросы распространенными предложениями, использовать средства интонационной выразительности, внимательный, находчивый, инициативный;
физические: подвижный, активный.
Организация среды для проведения образовательной деятельности детей: чучело Масленицы, интерактивная доска, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофон, бубны, маракасы; презентация «Масленица»
Предварительная работа: разучивание стихов, закличек, песни о Масленице; игра на музыкальных инструментах; разучивание народной игры «Золотые ворота», беседа о Масленице.
Время проведения: 30-35 минут
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент. (3 минуты)
Слайд1
М. р. : Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы.
Здравствуйте, гости дорогие! Задержалась маленько, на улицу ходила,
морозу угощение носила. Думаете,как это морозу? А вы не знаете?
Д. : Нет!
М. р. :Хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали на улицу, морозу угощенье. Да еще приговаривали:
Мороз – Красный нос, вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся подобру-поздорову!
М. р. : Люди верили, что, наевшись хлебных шариков, Мороз уйдет в дальние края, за леса, за моря и уведет с собой зиму. Какой интересный обычай, но он только маленькая частичка обряда закликания весны. Чтобы приблизить весеннюю пору люди складывали о весне стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, звали-зазывали ее.
А вы, какие заклички знаете?
Слайд 2
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким, с корнем глубоким
С дождями сильными, с хлебами обильными
Какой праздник мы празднуем на этой неделе?
Д. : Масленицу
Давайте и мы сегодня будем помогать с вами масленице, чтобы весна
скорее наступила.
Основная часть(25 минут)
Слайд 3
М. р. : С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Его отмечают в конце зимы, и празднуют целую неделю. Мы с вами познакомились с первым днём этого праздника. Как он называется?
Д. :Встреча
Слайд 4
М. р. : Правильно, первый день называется «встреча». А вот раньше малые ребятишки, такие, как вы, бегали по деревне с лаптями, встречали возвращающихся с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали нет, били того лаптями. Наряжали чучело масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни.
Амы с вами как ее начали встречать?
Д. :Мы делали куклу – Масленицу, наряжали ее, водили хороводы.
М. р. : Правильно! Ребята, а скажите мне, как в старину называли масленицу?
Д. :Полизуха, подлизуха, кривошейка.
Слайд5
М. р. : Давайте ее позовем.
Д. :Ой, Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печёным яйцом.
М. р. : Дети, а кто мне скажет, почему Масленицу называют «блиноедкой»?
Дети: Потому что пекли блины.
М. р. :Правильно. Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Почему?
Дети: Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением. Дети ходили из избы к избе, поздравляли с праздником хозяев и просили блины.
Слайд 6
Тин – тинка! Подай блинка,
Оладышка – прибавышка!
Тетушка, не скупися,
Правда красивый и веселый праздник масленица. Тогда давайте уважим нашу масленицу, споём ей песню «Сею-вею снежок».Возьмите музыкальные инструменты.
Песня «Сею-вею снежок»
Дети садятся на стульчики.
Не только народ славил Масленицу, но и люди искусства прославляли
Масленицу в своём творчестве.
Слайд 7
Беседа о характере произведения.
М. р. : Давайте посмотрим внимательно картину. Что на ней изображено?
Дети: На картине изображены народные гуляния.
М:.р. Правильно, мы видим, что народ на картине веселиться, кругом лежит снег. Эта картина называется «Масленица», а нарисовал её художник Борис Кустодиев. Сейчас, мы с вами послушаем музыкальное произведение великого русского композитора П. И. Чайковского «Февраль. Масленица». Внимательно слушайте произведение, потом мы с вами поговорим какой характер этого произведения, о чем оно?
Звучит музыкальное произведение.
М. р. :Понравилось ли вам произведение?
Д. : Понравилось.
М. р. : Какая музыка по характеру?
Д. :Радостная, шумная, яркая, веселая.
М. р. : Да, музыка по-настоящему русская — весёлая народная пляска.
Масленица- это картина народного гулянья, праздник был очень весёлый, яркий, шумный. Во время масленицы пекли румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям! Об этом и рассказывает музыка «Февраля».
Ребята, скажите, кто внимательно слушал какой музыкальный инструмент исполнял это произведение?
Д. : Колокольчик, бубен, скрипка…
М. р. : Вслушиваешься в неё — словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки, как будто играет русский народный оркестр. Так и хочется самим взять инструменты и сыграть что-нибудь! Давайте возьмем музыкальные инструменты и сыграем яблочко.
Дети берут бубны, треугольники, металлофоны по желанию.
Оркестр «Яблочко»
М. р. :Молодцы! Ребята, напомните как второй день праздника называется?
Д. : Заигрыш.
Слайд 8
М. р. : А что делали в этот день?
Д. : В этот день строили ледяные и снежные крепости для игр.
М. р. : Давайте вспомним русскую народную игру, с которой мы познакомились. Как она называется? Кто помнит правила игры?
Д. :«Золотые ворота».
М. р. : Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
Дети встают цепочкой, поют и проходят в ворота.
Русская народная игра «Золотые ворота».
М. р. : А вы знаете, ребята, какой сегодня день?
Д. :Среда.
Слайд 9
М. р. : Третий день – «лакомка». В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами с мёдом, маслом, сметаной вволю.
А вы, с чем блины любите?
Д. : С творогом
М. р. : Вот как вкусненько! В старину народ гулял, в хороводе танцевал. Ну и мы не отстаем, всех плясать с собой зовем!
Дети встают парами, танцуют польку
М. р. : Спасибо вам ребята, вы очень старались, движения были красивыми и выразительными. Ну а наша встреча подошла к концу.
М. р. :Песни пели и играли, красно солнце прославляли!
Масленице помогали, весну красную кликали.
Вот такой весёлый этот праздника – Масленица, а завтра будет четверг, четвертый день Масленицы, мы будем продолжать праздновать.
Заключительная часть. Рефлексия. (2-3 минуты)
М. р. : Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового вы сегодня узнали?
А что больше всего вас порадовало? В чем испытывали трудности?